Хрестоматийная истина стала требованием времени

В XXI веке в информационном обществе учиться человеку предстоит всю жизнь. В нашем университетском городе такие возможности предоставляет Томский государственный университет. О многоуровневой системе дополнительного образования, созданной в ТГУ, рассказывает Галина МОЖАЕВА, директор Института дистанционного образования ТГУ.

- Одной из ключевых задач университета, направленных на повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, является развитие системы непрерывного образования, - говорит Галина Васильевна. - От лозунга «Образование на всю жизнь» мы переходим к другому: «Образование через всю жизнь». Непрерывное образование предполагает получение новых квалификаций, компетенций, достраивание имеющегося образования, а порой и его принципиальное изменение.

Система непрерывного образования включает фактически все уровни, и в области дополнительного образования эта непрерывность наиболее полно реализуется.
В нашем университете непрерывное образование выстраивается от работы со школьниками до обучения людей старшего поколения, так называемого «третьего возраста», которые тоже нуждаются в дополнительных компетенциях.

Работа со школьниками помимо традиционной, довузовской подготовки, которая сейчас приобрела форму подготовки к сдаче ЕГЭ, включает созданную в ТГУ систему вечерних и заочных школ, направленных на профильное обучение и работу с одаренными детьми.

Об университетских заочных школах для старшеклассников хорошо знают не только томичи, но и жители других регионов страны. Благодаря занятиям в заочных школах, способствующих углубленному изучению ряда предметов, многие затем выбирают для обучения Томский государственный университет.

- Так, известная физико-математическая школа ТГУ работает как вечерняя и как заочная, - говорит Галина Можаева. - Работа школ «Юный биолог», «Юный химик» направлена на пропаганду естественнонаучных знаний, специальностей, связанных с развитием нанотехнологий, живых систем, природопользования, экологического направления...

Популярна «Школа молодого журналиста», успешно работающая при факультете журналистики ТГУ как вечерняя, а в течение трёх последних лет ещё и как заочная. Школа «Юный филолог» существует только в вечернем варианте. В последние годы появились и новые школы: «Юный менеджер», а самая молодая - школа «Юный криптограф» - создана на факультете прикладной математики и кибернетики. Вот такой очень широкий спектр - семь профильных школ, в которых ежегодно обучаются несколько тысяч старшеклассников.

Хочу заметить, что заочные школы работают исключительно на основе дистанционных образовательных технологиях, а это значит, что мы открываем возможность обучения в ТГУ детям из самых дальних уголков нашей страны. География наших учащихся - от Калининграда до Владивостока! Если раньше мы работали только с общеобразовательными школами, создавая там группы, то теперь, когда Интернет реально пришёл почти в каждый дом, ребята получили возможность учиться индивидуально.

Процент выпускников дистанционных заочных школ (в ТГУ их называют открытыми профильными), поступающих в вузы на бюджетные места, очень высок и составляет 70 - 80 процентов. Как правило, затем они успешно учатся и в университете. Таким образом, одарённая школьная молодёжь превращается в талантливых студентов, а затем и в молодых учёных; так проявляется непрерывность образовательного цикла.

... Многоуровневая система непрерывного образования ТГУ включает и обучение студентов старших курсов, и магистрантов по программам профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации. С целью усиления конкурентоспособности выпускников ТГУ на рынке труда для студентов проводятся специальные тренинги по трудоустройству, развитию коммуникативных компетенций.

- Классический университет, исходя из своей миссии задавать тон в системе высшего образования, много внимания уделяет вопросам повышения квалификации преподавателей вузов, - говорит Галина Можаева. - В ТГУ сформирована система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в которой преподаватели вузов, техникумов, колледжей, училищ, школ являются одной из основных целевых групп.

С 2005 года Томский государственный университет является одним из 37 базовых университетов России по повышению квалификации преподавателей вузов. За 2006 - 2009 годы в ТГУ прошли переподготовку более 2000 преподавателей из 145 вузов России, в том числе из университетов Москвы и Санкт-Петербурга. Наиболее популярны программы в области нанотехнологий и суперкомпьютерных вычислений; программы, направленные на решение актуальных проблем модернизации высшей школы, например, по переходу вузов на уровневое образование и стандарты третьего поколения.

- К нам приезжают учиться разработке электронных ресурсов, применению дистанционных образовательных технологий, созданию системы дополнительного образования в вузе, и здесь необходимо отметить лидерство ТГУ в России в данном направлении - продолжает Галина Можаева. - В нашем активе программы разного рода: инфраструктурные, технологичные и, безусловно, содержательно-предметные. Авторитет ведущих научных школ ТГУ делает эти программы высококонкурентными и востребованными.

С 2009 года ТГУ стал базовым университетом и для обучения преподавателей учреждений среднего специального и начального профессионального образования. Среди обучающихся - не только сибиряки, но и преподаватели техникумов, училищ, колледжей из Владимира, Смоленска, Иванова и других российских регионов.

...Ещё одно звено системы непрерывного образования - это повышение квалификации собственных сотрудников университета через факультет повышения квалификации (ФПК). В 2006 - 2009 годах более 4000 сотрудников ТГУ прошли повышение квалификации в ТГУ и за его пределами; для проведения занятий с сотрудниками университета приглашено более 350 ведущих российских и зарубежных специалистов. На ФПК создана накопительная система повышения квалификации, которая даёт возможность специалистам пройти обучение в течение двух лет по различным модулям, а затем суммировать их в более емкую программу. Очень популярны семинары, развивающие ИКТ-компетентности. Причём, если два-три года назад это были в основном семинары по пользованию ПК, работе в сети Интернет, то сейчас востребованы программы, связанные с разработкой электронных образовательных ресурсов и применением современных технологий в обучении, с применением специального программного обеспечения (например, статистические программы, геоинформационные системы и др.) в практической деятельности. Оказывается, можно сделать заявку на обучение практически по любой теме, и сотрудники Института дистанционного образования найдут специалистов для проведения семинаров в ТГУ или других вузах Томска, региона, страны и организуют обучение.

В ТГУ реализуется целый ряд коммерческих программ для специалистов инновационного сектора экономики, социальной сферы, а также программы, связанные с развитием бизнес-образования. Программы дополнительного профессионального образования в ТГУ сегодня представляют практически все направления подготовки специалистов, которая ведется в университете.

Таким образом, сложившаяся многоуровневая система дополнительного образования ТГУ обеспечивает устойчивое развитие интеллектуального потенциала университета, его капитализацию в сфере бизнеса на основе тесного взаимодействия с работодателями, а также позволяет привлекать талантливую молодёжь в университет и осуществлять непрерывную поддержку инновационной деятельности в вузе и регионе.

Тамара ЧИЛИНЦЕВА