За лесные кадры

Газета Воронежской лесотехнической академии

№6 (1226), 10 июня 2010 г.

С 12 по 24 апреля 2010 г. я прошел обучение в Томском государственном университете по программе повышения квалификации "Современные образовательные технологии в учебном процессе ВУЗа в условиях перехода на стандарты нового поколения".

Современные образовательные технологии в контексте компетентностного подхода рассматриваются как ресурс для перехода на стандарты нового поколения.

Компетентностный подход - это другая стратегия образования, меняющая и содержание и организационный подход. Этот подход - инновационный, так как инновация - не просто нововведение, а нововведение, изменяющее качество системы. Необходим отход (возможно постепенный) от традиционного проведения лекций, семинаров, практик. Сейчас образовательная деятельность ориентирована на освоение определенного количества тем, а не формирование компетенций. Одно дело, например, изучать философию, другое - философствовать. Компетенции - это не "знания, умения, навыки", это формирование деятельности (действий человека). Компетенция - это способность и готовность успешно действовать на основе применения знаний и опыта (как при решении задач общего рода, так и в определенной области).

В соответствии с компетентностным подходом, образовательный профиль кафедры ВУЗа формируется на основе компетенций, которые он может дать. Необходимо выделить наиболее важные задачи в подготовке специалиста. Можно выделить два типа компетенций:

1) обеспечивающее погружение в социальную среду (общие);

2) позволяющие погружаться в профессиональную среду и работать.

Безусловно, важно формировать оба типа компетенций у выпускника. Жизнь его может складываться по-разному. Необходима гибкость в изменяющихся условиях рынка труда. Необходимо научить студента учиться (сформировать способность к самообразованию), сформировать коммуникативность, способность выражать свою мысль, работать в коллективе - пусть даже за счет меньшего количества освоенных тем.

Способность успешно действовать - это вершина пирамиды, она базируется на социальной адаптации, самообразовании, профессиональных компетенциях (в т.ч. знаниях, умениях и навыках), способности организовать свою (или коллектива) трудовую деятельность и т.д.

Мы должны еще знать, что в ФГОСах 3-го поколения состав и содержание компетенций, конкретные цели определяются ВУЗом. Нам самим их обозначать и формировать.

В соответствии с Болонским процессом, для управления инновациями необходимо создать поле "ценностного", компетентностного образования. Требование Болонского процесса - переход к новым технологиям образования, но это требование выдвинуто и самой жизнью - окружающей нас действительностью, меняющейся невероятно быстро.

Основные предлагаемые технологии - Портфолио, Дебаты, Метод проектов, Кейс-стади, РКМЧП (критического мышления). Понятно, что любую из предложенных или какую-то иную технологию нельзя просто прочесть, запомнить и применить. Каждую нужно "пропустить через себя". Отобрать наиболее отвечающую поставленным целям. Стать "носителем" и "прикипеть" к какой-то из них.

Цели, например, применения технологии Портфолио при создании "Портфолио студента"

- развить способность к самооценке;

- выявить склонность к определенному виду деятельности;

- проявить конкурентные преимущества на рынке труда.

Игнорирование Болонского процесса в большой мере может привести к обособлению, изоляции Российского образования и выпадению и общемировых тенденций. Изоляция, в свою очередь, приведет к росту безработицы на внутреннем рынке из-за невозможности включения в международные рынки труда.

Реализация требований Болонского процесса предусматривает использование в обучении гуманных технологий. Вы прекрасно знаете: экзамен (зачет) в традиционной форме - это всегда стресс для студента (нередко и для преподавателя). Модульно-рейтинговая система оценки знаний (умений, способностей к действию) в процессе обучения - это и есть более гуманная форма. Вряд ли она должна быть (на мой взгляд) жестко регламентирована, однако, нельзя совсем не придерживаться никаких правил. Атак же нельзя "слушать себя" в ответе студента. Он не должен "воспроизвести знания, вложенные в него преподавателем" он должен быть способен их применить.

Модули в образовательном процессе (и учебном плане) обычно формируются из блока дисциплин, формирующих одну (или несколько логически связанных) компетенцию.

Плохо когда (как это происходит сейчас) студенты изучают параллельно совершенно разные дисциплины (например - математика, история, химия или лесоводство, философия, экономика) такое обучение очень трудно и малоэффективно.

Необходим осознанный переход к совместной образовательной деятельности преподавателя и студента. Безусловно, это сложнее чем просто "давать знания". Каждое занятие значительно напряженнее для преподавателя, требует прекрасного знания своего предмета, свободной ориентации в нем, общей эрудиции, серьезной предварительной подготовки и затрат времени после занятий. Но это - требование сегодняшнего дня к преподавателю и студенту. Понятно, хочется надеяться, что и материально-денежная оценка высокой квалификации преподавателя будет адекватной, но все же сначала должна быть сама эта высокая квалификация.

Современный студент и выпускник сталкивается с огромным непрерывно растущим потоком информации и он должен быть готов с ним справиться. Он также должен быть готов к профессиональной мобильности, постоянному обновлению в условиях быстро меняющейся экономики и перехода к обществу, основанному на знаниях. Он также должен быть здоров и физически крепок как для того, чтобы справиться с серьезными нагрузками (физическими и умственными), так и чтобы быть востребованным на рынке труда.

В заключение можно сказать, что переход к формированию компетенций вовсе не требует коренной ломки системы академического образования (которую, положа руку на сердце, мы уже во многом растеряли). Многие технологии предлагаемые для формирования компетенций безусловно применяются передовыми преподавателями нашего ВУЗа. Мне лично, и надеюсь теперь и вам, обучение в ТГУ помогло понять важнейшие цели и суть происходящих в образовании изменений. Несколько переориентировать, сфокусировать и дополнить новыми подходами читаемые курсы и, конечно, увидеть единомышленников и серьезных специалистов хорошо понимающих и умеющих объяснить (и убедить) необходимость проводимых изменений.

Профессор кафедры лесоводства, доктор биологических наук, Матвеев С.М.