В Томском государственном университете состоялось выездное заседание комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке на тему «Развитие системы дополнительного профессионального образования в условиях изменения рынка труда»

Найдут ли работу выпускники учреждений системы профессионального образования в условиях нарастающего кризиса? Что должны предпринять вузы и ссузы для того, чтобы студенты могли спокойно чувствовать себя на рынке труда? Для обсуждения этих вопросов в наш город съехались ректоры и руководители подразделений вузов, представители Общественной палаты РФ, Общественных палат Сибирского федерального округа, органов власти, предприятий реального сектора экономики из Томска, Новосибирска, Кемерова, Омска, Красноярска, Барнаула, Горно-Алтайска, Москвы.

КРИЗИС КРИЗИСОМ, А ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

- Несколько последних лет мы с пафосом говорили, что надо создавать экономику знаний, интеллектуальных инноваций, - подчеркнул во вступительном слове член комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке ректор ТГУ Георгий МАЙЕР. - Настало время, когда университеты должны подтвердить свою способность решать эти задачи. От российской системы образования сегодня ждут конкретных рекомендаций с мест, университеты должны идти во главе развития общественных процессов. Причем речь идет не о скороспелых решениях, а о создании некоего системного продукта. Кризис будет продолжаться не менее 3-4 лет, но, несмотря на изменения рынка труда, нельзя забывать: востребованность в специалистах для инновационной экономики только возрастает. Особенность положения высшей школы еще в том, что на нас надвигаются сразу несколько кризисов: к финансовому добавляется и демографический. Если в прошлом году в России было 1300 тысяч выпускников системы общего образования, то к 2012 году их будет 700 тысяч, практически в два раза меньше.

- По оценке федерального центра, ситуация в Томской области несколько спокойнее и позитивнее, чем в других регионах, - рассказала первый заместитель губернатора Томской области Оксана КОЗЛОВСКАЯ, - но тем не менее сложная.

Как заметила Оксана Витальевна, томскому сообществу и участникам слушаний нужно найти ответ еще на один очень злободневный вопрос.

- Я была сильно обескуражена, когда, выступая на одном из высоких собраний депутатов Госдумы РФ, стала свидетелем жесткого спора: мол, а не стоит ли в условиях кризиса затянуть пояса и забыть на время об инновационном образовании, вообще отодвинуть на какой-то срок вопрос создания национальной инновационной системы? Мы должны искоренить из умов людей, облеченных властью, даже мысль о том, что можно на этом пути останавливаться. Такая остановка, безусловно, будет для России катастрофой.

У СФО сильный ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Конечно, томичи не могли не привести участникам слушаний свою тревожную статистику. В этом году учреждения высшего, среднего и начального образования Томской области закончат примерно 18 тысяч студентов. Риски быть нетрудоустроенными оцениваются в 9 процентов среди выпускников вузов, 8,5 процента - среди ссузов и 16 процентов - учреждений начального профессионального образования. Но, как отметил заместитель губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию Владислав ЗИНЧЕНКО, эти цифры, скорее, иллюзорны и оптимистичны. В целом по стране прогнозы более суровы: каждый второй выпускник может оказаться без места работы. А начальник департамента труда и занятости населения администрации Томской области Ирина ТИТАРЕНКО назвала специальности, по которым выпускники прежних лет уже испытывают трудности с трудоустройством: экономисты, юристы, менеджеры, инженеры по охране труда, инженеры по городскому строительству.

- В прошлом году в центры занятости Томской области обратились за помощью 1112 выпускников из всех вузов области, - пояснила Ири­на Павловна. - 450 из них были трудоустроены с помощью центров. В этом году в связи с кризисом правительством и каждой областью в отдельности была разработана программа антикризисных мер. Вузам в ней тоже отведено место. К примеру, одна из мер - опережающее профессиональное обучение, это как раз тот случай, когда центры занятости и система профессионального образования могут поработать вместе. В вузах разработаны программы дополнительного образования, повышения квалификации, стажировок. В прошлом году мы контактировали по этим вопросам с 70-ю образовательными учреждениями. Думаю, в этом году круг партнеров расширится, правда, большое значение будет иметь качество образовательных программ.

ТГУ - В ЛИДЕРАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный университет, можно сказать, один из «ветеранов» в России по части дополнительного и дистанционного образования. Созданный в 1998 году Институт дистанционного образования (ИДО) обобщил уже наработанный опыт и продолжил формирование научно-образовательного пространства вуза на основе современных средств телекоммуникаций и информационных технологий. А с 2005 года ИДО поручена координация деятельности по развитию системы непрерывного дополнительного образования в ТГУ.

- В последнее десятилетие актуальность такой формы обучения, как дополнительное образова­ние, постоянно растет, - рассказала директор ИДО ТГУ Галина МОЖАЕВА. - В первую очередь это касается программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Система дополнительного образования начала формироваться в ТГУ задолго до нынешнего кризиса, но, как некий «рояль в кустах», в современных условиях динамичного рынка труда, изменений в экономике приобрела особое значение. В нашем университете разработано более 200 программ повышения квалификации и переподготовки практически по всем направлениям образовательной деятельности вуза. Узконаправленные программы позволяют слушателю получить дополнительные компетенции, например, освоить ту или иную компьютерную программу, которая способствует повышению производительности труда на его рабочем месте. Часть программ направлена на освоение новых методов и форм организации.

Надо отметить, что ТГУ является одним из семи базовых центров в России для повышения квалификации работников системы профессионального образования. В прошлом году специалисты из семи десятков российских вузов воспользовались услугами томичей - из МГУ, Самарской космической академии, Дальневосточного государственного университета, Московского педагогического университета и других.

Кроме того, ТГУ является участником нескольких межрегиональных проектов по развитию единой образовательной информационной среды в СФО и России.

РАБОЧИЙ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Многие участники слушаний отмечали, что сегодня необходимо возрождать связку вузов с предприятиями-работодателями, учитывать претензии предприятий, потребляющих выпускников. При этом все согласились с тем, что потребность в специалистах с высшим образованием не уменьшится.

О том, что жить нужно не только днем сегодняшним, напомнила и заместитель председателя комиссии по региональному развитию Общественной палаты РФ, ректор Нового сибирского университета Надежда ВАВИЛИНА. Она привела интересные факты из проведенного 150-ю экспертами исследования «Запросы рынка труда к системе профессионального образования в условиях инновационного развития». Согласно этому исследованию, работодатели ждут административно-управленческий персонал, специалистов и работников основных специальностей преимущественно с высшим образованием; только для обслуживающего персонала, по их мнению, достаточно начального профессионального образования.

*   *   *

... - Готовых рецептов нет, - то и дело повторяли выступающие во время слушаний. Но, как заметил ректор ТГУ Георгий Майер, на подобных мероприятиях для того и собираются, чтобы сгенерировать идеи, рекомендации, которые в итоге и станут «козырными» картами в непростом поединке с кризисом и сложившейся экономической ситуацией в мире.

 

Наталья ИВАНОВА