26–27 октября в ТГУ была проведена II Сибирская школа «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение»

27.10.2015

26 октября началась работа II Сибирской школы с международным участием «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение».

В работе Школы очно и онлайн принимали участие около 100 представителей из более чем 20 регионов России и Казахстана, включая Воронежскую, Свердловскую, Челябинскую, Самарскую, Тюменскую, Омскую, Новгородскую, Новосибирскую, Томскую области, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский края, Республики Татарстан, Башкортостан, Хакасия, Москву и Санкт-Петербург, Акмолинскую, Западно-Казахстанскую, Южно-Казахстанскую, Костанайскую и Павлодарскую области.

Своей речью открыл работу II Сибирской Школы МООК Владимир Петрович Демкин, проректор по сетевой информационной деятельности ТГУ.

Информ-встреча «Сквозь дебри мира МООК» открылась представлением Галиной Можаевой, директором ИДО ТГУ, самого направления МООК, основных преимуществ таких курсов, ключевых особенностей МООК, схемы организации учебного процесса по ним, возможностей интеграции МООК в систему электронного обучения, а также имеющихся перспектив развития открытых онлайн-курсов.

Василий Третьяков, директор Института технологий открытого образования УрФУ, руководитель группы Совета Министерства образования и науки РФ по открытому образованию, в режиме онлайн рассказал об общих подходах к онлайн-образованию Ассоциации «Национальная платформа открытого образования». Онлайн-доклад Виолы Ларионовой, директора департамента модульного электронного обучения Института технологий открытого образования Уральского федерального университета, был посвящен проектированию онлайн-курсов для национальной платформы открытого образования.        

Генеральный директор онлайн-платформы «Лекториум» Яков Сомов представил свою платформу и идеологию проекта. Его выступление не оставило равнодушным слушателей и вызвало большое количество вопросов по тематике выступления.

Информ-встреча 2 «МООК как проект: готовим почву для курса» освещала тему MOOC как проект, то есть этапам планирования, разработки, продвижения курса и обучения по нему. Оживленную дискуссию участников Школы вызвала тема «Авторские и смежные права по созданию МООК», которую представила Татьяна Трубникова, советник ректора по правовым вопросам. Особенностям методического проектирования и тому, как создаются МООК в ТГУ, было посвящено выступление Олеси Бабанской, начальника научно-методического отдела ИДО ТГУ.

В рамках мастерской, спикером которой выступила Нина Агапова, доцент кафедры русского языка ТГУ, методист проекта  по разработке и реализации МООК ТГУ, автор МООК «Русский язык как инструмент успешной коммуникации», были рассмотрены особенности разработки педагогического сценария онлайн-курса, лежащего в основе создания МООК.

День завершился практикой «Первый МООК – не КООМом» (ведущие – Олеся Бабанская, Артем Фещенко, Нина Агапова, Юлия Елизарьева), где участники Школы имели возможность выбрать и обсудить с коллегами одну из двух тем, которая им наиболее интересна: создание своего собственного курса или реализация проекта по производству МООК в своем вузе.

         

27 октября состоялся второй день работы II Сибирской школы МООК.

Работа началась с презентации наиболее востребованной в мире платформы МООК Coursera, в которой были отражены многоаспектные аналитические данные о слушателях открытых онлайн-курсах, размещенных на платформе, представлены основы мотивации слушателей и информация о том, каким образом онлайн-курсы помогают слушателям в построении карьеры и продвижению по карьерной лестнице.

На мастерской «Особенности видеопроизводства МООК» (спикеры – Юлия Елизарьева, специалист по научно-методической работе ИДО ТГУ, продюсер и редактор МООК ТГУ, Ольга Дворянкина, монтажер ИДО ТГУ) участникам Школы были даны рекомендации по режиссуре, подготовке и проведению видеосъемки и монтажу, продемонстрированы примеры видеолекций, а также указаны типичные ошибки при производстве МООК.

Вопросам психологических особенностей разработки МООК и обучения на них была посвящена мастерская «Психология МООК», спикером на которой выступил Олег Лукьянов, профессор кафедры психологии личности факультета психологии ТГУ, автор МООК «Гениальность. Одаренность. Посредственность». В рамках мастерской «Продвижение МООК: укрепляем корни» (спикер – Артем Фещенко, начальник отдела информационных ресурсов и технологий ИДО ТГУ, специалист по продвижению MOOC ТГУ) представлены технологии продвижения МООК, особенности разработки рекламы и ее распространения, кадровые ресурсы в продвижении курса, приведены примеры рекламных текстов и продукции.

Аналитике МООК была посвящена информ-встреча, где был представлен анализ статистических данных, основные численные показатели и их интерпретация по платформах Stepic и Coursera.  

На мастерской «МООК глазами преподавателя: взгляд изнутри» о своей работе над собственным открытым онлайн-курсом рассказали авторы МООК ТГУ Наталья Нестерова, Светлана Фащанова, Николай Булахов, Николай Богословский, Нина Агапова, Андрей Бабенко, Анна Китаева, Андрей Глухов, Гульнафист Окушова. Каждый из авторов поделился опытом создания своих курсов, рассказав о подготовке сценария и содержания курса, разработке заданий, сопровождении в форуме, особенностях съемочного процесса и других особенностей подготовки курса.

В завершение дня состоялось закрытие Сибирской школы «Массовые открытые онлайн-курсы: разработка, продвижение, применение», где участники смогли подвести итоги работы, обсудить интересующие вопросы и поделиться своими впечатлениями о мероприятиях, проведенных в рамках Школы.