История становления и развития Института дистанционного образования

Томский государственный университет одним из первых среди вузов России начал осуществление образовательных программ, в том числе и международных, с применением технологий дистанционного обучения.

Первый за Уралом международный проект в области дистанционного обучения был реализован в ТГУ. В 1995 г. по договору с Калифорнийским государственным университетом (США) студенты и сотрудники ТГУ открыли для себя возможность получать образование в американском университете с использованием технологий дистанционного обучения. Полученный опыт стал основой для создания системы дистанционного образования ТГУ.

Для концентрации усилий всех подразделений ТГУ, координации их работ по развитию дистанционной формы обучения и внедрению её в учебный процесс, для формирования научно-образовательного пространства Томского государственного университета на основе современных средств телекоммуникаций и информационных технологий, а также осуществления образовательных программ с использованием технологий дистанционного обучения на базе отдела новых образовательных технологий 3 июля 1998 г. приказом ректора был создан Институт дистанционного образования.

В 1998 г. на базе ИДО приказами Министерства образования России созданы Городской центр новых информационных технологий (ГЦНИТ) и Сибирский межвузовский центр дистанционного образования (СМЦДО), деятельность которых направлена на развитие информатизации образования и совершенствование инфраструктуры информатизации в регионах Сибири и Дальнего Востока.

С целью подготовки кадров в области информационных технологий для системы общего образования на основе соглашения между Федерацией Интернет Образования, Департаментов общего образования Администрации Томской области и Томским государственным университетом 4 декабря 2003 г. открыт Региональный центр дистанционного образования ТГУ. С целью усиления деятельности в области дистанционного образования в июне 2004 г. ГЦНИТ и РЦДО введены в состав ИДО.

Городской центр новых информационных технологий обеспечивает проведение единой государственной политики информатизации, формирование высокой информационной культуры в учреждениях образования региона; координирует применение IT-технологий в социально значимом секторе экономики.

Региональный центр дистанционного образования работает в области повышения квалификации с использованием современных технологий – электронного и дистанционного обучения.

5 августа 2005 г. в состав Института дистанционного образования ТГУ с целью координации деятельности по организации программ дополнительного профессионального образования в Томском государственном университете введен Факультет повышения квалификации преподавателей ТГУ, созданный в соответствии с приказом Минвуза СССР 24 мая 1967 г. ФПК обеспечивает обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением современных методов решения профессиональных задач.

С 2013 года, когда электронное обучение было введено во все формы обучения в ТГУ, Институт дистанционного образования осуществляет и координирует активную работу по трансформации образовательной среды университета за счет совершенствования системы электронного обучения и развития его локальной нормативно-методической базы, по непрерывному повышению квалификации сотрудников университета в области разработки электронных и онлайн-курсов, а также по повышению эффективности электронного обучения, в том числе благодаря мониторингу его развития по разработанной ИДО методике.

В 2014 году с целью развития электронного обучения в ТГУ, повышения качества образовательных программ университета, расширения географии обучающихся и выхода в мировое образовательное пространство Институт дистанционного образования становится координатором проекта по разработке и реализации массовых открытых онлайн-курсов, которые размещаются на американской платформе Coursera, европейской платформе iversity, российских платформах Лекториум и Stepic.

История развития ИДО в сфере дополнительного образования детей

В области дополнительного образования детей деятельность Института дистанционного образования ТГУ развивалась с момента создания ИДО, когда были реализованы первые проекты дистанционного обучения школьников на базе периферийных центров дистанционного обучения (ПЦДО) в Новокузнецке и Прокопьевске.

Новый этап этой работы связан с разработкой сотрудниками ИДО и реализацией концепции открытой (заочной) профильной школы, базирующейся на применении дистанционных технологий. В 2003 г. было организовано предпрофильное и профильное дистанционное обучение школьников по различным академическим направлениям.

К 2010 г. профильная подготовка реализовывалась на базе пяти профильных школ: заочная физико-математическая школа, заочные школы «Юный химик», «Юный биолог», «Юный менеджер» и заочная «Школа молодого журналиста», а также по программам подготовки к ЕГЭ и программам подготовки к олимпиадам различного уровня.

В 2011 г. ТГУ стал одним из победителей конкурса на выполнение комплексного проекта «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальных исследовательских университетах» по пяти направлениям. В рамках выполнения проектов в структуре университета были созданы 5 дистанционных школ, деятельность которых направлена на развитие и поддержку одаренных детей.

С целью расширения работы в сфере дополнительного образования детей в рамках реализации Программы повышения международной конкурентоспособности ТГУ в феврале 2014 г. в структуре Института дистанционного образования был создан Интернет-лицей ТГУ как виртуальная площадка, обеспечивающая дистанционное взаимодействие университета со школьниками. В конце 2016 года в связи с реорганизацией деятельности структур ТГУ Интернет-лицей стал автономным подразделением университета.

Партнерами института по программам дополнительного обучения детей выступали более 70 школ из 13 регионов РФ, в том числе Новосибирская, Иркутская, Кемеровская, Свердловская, Волгоградская, Курганская, Томская области, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края, Республики Алтай и Саха (Якутия), Республика Казахстан, Китай и Нидерланды.