Начальная страница | Содержание
предыдущая | следующая

Введение

Сегодня существует две основные тенденции в обучении информатике: "Изучение прикладного программного обеспечения" и "Изучение основ алгоритмизации и программирования". Обе тенденции интересны и полезны - их нельзя разделять.

Программное обеспечение предназначено для специалиста. Специалист - это инженер, врач, ученый... Он должен уметь решить свою задачу, применяя современные программные пакеты. Но нельзя забывать, что за столь привлекательной для специалиста внешней простотой и удобством работы с машиной стоит большой труд программиста. Именно продукты деятельности программиста - операционные системы, системы управления базами данных, сервисные системы и т.д. обеспечивают специалисту комфорт при общении с машиной. При изучении предмета необходим системный подход, который предполагает не только умение работать с программным пакетом, но и знания о том, почему и как происходит эта работа.

Если говорить о прикладном программном обеспечении, то практическая значимость этого блока сразу понятна большинству учащихся, потому что умение "работать на компьютере" необходимы в современном мире практически каждому человеку, независимо от его образовательного уровня и сферы приложения его профессиональных интересов. Гораздо труднее обстоит дело в этом смысле с алгоритмизацией и программированием. Ведь умение программировать будет необходимо только тем, кто выберет данное направление в качестве профессионального. Как быть в такой ситуации? Как создать должный уровень мотивации на изучение данного блока у всех учащихся? Здесь на помощь приходит концепция системного подхода к решению любых "жизненных задач", как производственных, так и бытовых - "чтобы добиваться цели - надо решать, чтобы решать - надо выбирать, чтобы выбирать - надо перебирать варианты, чтобы перебирать варианты - надо уметь их моделировать."

Именно поэтому основной задачей предложенного курса как раз и является развитие особого стиля мышления, который просто необходим для наиболее полной реализации своих способностей и возможностей через моделирование конкретных жизненных ситуаций и обобщение моделируемых ситуаций в цельную стратегию жизни. А развитие (и даже иногда формирование) этого особого мышления, которое получило название "алгоритмического" или "комбинаторного", происходит через знакомство учащихся с основными понятиями теории построения алгоритмов с учетом множества свойств, условий, характеристик и закономерностей, а затем на основе разработанной модели выбирать наиболее оптимальный путь решения задачи.

По определению академика А.А.Самарского, "информационная система, как, впрочем, и любая другая система, жизнеспособна только тогда, когда она основана на глубинном знании информационного процесса, воплощенного в триаде: модель - алгоритм - программа". Причем ПРОГРАММА относительно информации, заключенной в МОДЕЛИ и АЛГОРИТМЕ, выступает в роли "силы", прикладываемой к компьютеру. Поэтому, не так уж важно, каким языком программирования владеет ученик( тем более,что одни задачи удобнее реализовывать на одном алгоритмическом языке, другие - на другом). Гораздо более важным является:

  1. умение строить информационные модели с учетом множества свойств, условий, характеристик и закономерностей, а затем на основе разработанной модели выбирать наиболее оптимальный алгоритм решения задачи;

  2. понимание работы структурных конструкций и умение наиболее оптимально использовать их при переложении алгоритма на язык программирования.

Такие умения необходимы в современном мире практически каждому человеку, потому что они позволяют легко и быстро ориентироваться в новейших информационных системах, которые сегодня предлагает огромный и разнообразный рынок современных технологий.

Для реализация программы используется гибкий подход к языку программирования: на первом этапе - "вхождение" наиболее целесообразно работать в среде исполнителей "робот" и "чертежник" системы КуМир по двум причинам :

  1. визуализация работы программы на графическом экране упрощает понимание и освоение управляющих конструкций языка для учащихся с любым стилем мышления;

  2. структурная организация данной среды максимально приближена к среде ТурбоПаскаль и переход от одной к другой осуществляется легко и безболезненно.

Следующий этап - "совершенствование" предполагает либо продолжение работы в среде КуМир, либо работу с языком высокого уровня - Паскаль (это зависит от уровня сформированности мыслительных операций обобщения и классификации, уровня мотивации, направленности на изучение определенных научных дисциплин и т.д. не только в разных классах, но и в разных группах одного класса).

Данная разработка является попыткой систематизировать накопленный опыт. Хочется сказать спасибо Тамаре Николаевне Поддубной (кандидат математических наук, преподаватель факультета информатики Томского Государственного Университета) за те полезные замечания и советы, которые были высказаны ей после проверки первого, пробного варианта данной разработки, а также Владимиру Алексеевичу Власову (кандидат технических наук, методист Городского методического Центра) за оказанную поддержку и согласие стать рецензентом данной работы.

На мой взгляд, этот материал будет особенно полезен тем, кто только начинает свой профессиональный путь в роли учителя информатики. Надеюсь также, что мои коллеги с уже большим опытом преподавания найдут и для себя полезный материал.


предыдущая | следующая