Раздел 4 "ЖИВОТНЫЕ МОЕЙ МЕСТНОСТИ" Тема: "ЗАВИСИМОСТЬ ВНЕШНЕГО ВИДА И ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ ОТ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ". Урок 4
Цель: Учить детей видеть взаимосвязь в природе. Воспитывать любовь к природе. Задача: Показать способы приспособления и защиты животных.
Ход урока
1. Погружение в урок. Чтение стихотворения. Глубины вод, простор небес, Пустыня, горы, степь и лес - В каком краю ни окажись, Везде кипит упрямо жизнь. И здесь у каждого свой вкус: Кому - песок, кому - под куст.
2.Работа над темой урока Сегодня на уроке вы узнаете о том, как зависит внешний вид и поведение животных от места обитания.
Загадка: Иголки лежали, лежали, Да в лес побежали. (Еж). - Где обитает еж? (В лесу). (Появляется иллюстрация леса). - Каких еще животных леса вы знаете? (Поселяем этих животных в лес).
Сценка "Лиса и еж" (по рассказу Н.Сладкова) Л.: Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу. Ё.: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли? Л.: Да не то чтобы некрасивый... Ё.: Может я с колючками неуклюжий? Л.: Да не то чтобы неуклюжий... Ё.: Так какой же я такой с колючками-то? Л.: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный. - Почему еж несъедобный? У ежа вся спина и бока покрыты не шерстью, а острыми колючками. Только мордочка, лапки и брюшко без колючек. - Что делает ежик при опасности? Сворачивается в клубок, прячет внутрь мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны. Так колючки защищают ежа от врагов. Но не всегда они могут защитить ежа. Лисичка его и обмануть может. Например, подкатит к воде, столкнет, еж развернется, поплывет, а она его тут и схватит. Много ежей погибает под колесами автомобилей на дорогах. - Почему? Почувствовав опасность, еж сворачивается в клубок и замирает. А в этом случае надо быстрее убегать с дороги. - За кем еще может охотится лиса? Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы, Уши больше головы. (заяц) Много у зайца врагов: разные хищные звери и птицы. Все хотят полакомиться вкусной зайчатиной. - Как вы думаете, что помогает зайцу спастись? а) Длинные задние ноги. (Слово "заяц" означает "прыгун"). С их помощью он очень хорошо и далеко прыгает. Да и потом он мастер запутывать следы. б) Летом - серый, зимой - белый. (Меняет окрас шерсти). Это помогает ему спастись? Но шкура зайца не защищает, а, меняя окрас шерсти, он таким образом приспосабливается к окружающей среде. в) Чуткие уши. Уши у него не случайно длинные - ими он услышит даже слабый мышиный шорох, да еще определит, далеко ли шорох и в какой стороне. Принято считать, что трусливее зайца зверя нет. Почуяв опасность, он норовит удрать. Но бегством спасаются и многие другие звери, у которых есть грозное оружие самозащиты - копыта, рога, клыки. Однако, и заяц в беде может себя защищать и отбиваться. Чем? (Задними лапами). - Как он это делает? (Запрокинувшись на спину, яростно отбивается сильными, когтистыми задними лапами). Не раз охотники видели его бой с каким-нибудь пернатым хищником. - Какие еще зверьки меняют цвет своей шубки? (Белки, горностаи, ласки). - У кого есть еще защитная окраска? (У лягушек, ее среда обитания- болото). - Знаете ли вы врагов у лягушек? Есть такая книга "Лягушата в красных шляпках", где автор рассказывает, как два лягушонка (Квакушка и Зеленая лапка) скучали потому, что они, листья, трава и все вокруг было зеленым. И тогда они решили устроить праздник. Написали приглашение и позвали всех, кто носит хоть что-то красное. К ним пришли дятлы, красные маки, мухоморы, божьи коровки. Надев на себя мухоморовы шляпки, лягушата начали веселиться. Тут их увидел аист и захотел съесть. Лягушата увидели его и начали прятаться, но аист все равно шел за ними. Тут жаба закричала лягушатам, чтобы они скорее сняли шляпы. Лягушата послушались ее, сняли шляпы, спрятались в зеленую траву и спаслись. - Почему аист видел лягушат, хотя они и старались спрятаться? - Что изображено на иллюстрации. (Луг). Опишите луг летом. Над цветком порхает пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка). - Каких бабочек вы знаете? - Как вы думаете, сможет ли бабочка защитить себя от врага? (Нет). А вот обмануть его сможет.
Сценка 1 Божья коровка: Все-таки не пойму я вас, бабочек. Ведь вам ради красы и жизни не жаль. Ваши пестрые узорные крылья любая птица заметит. Бабочка: Ох, напугали! Говорите, мои крылышки издали заметит? Тогда смотрите! Ну как? Божья коровка: Здорово! Оказывается, твои крылья снизу совсем другие. Бабочка: Этим и спасаемся! Кто оборачивается сухим листком, кто зеленым. А другие бабочки, наоборот - распахивают их. Сядут на яркий цветок, раскроют крылья. Цветок голубой - и бабочка голубая. Цветок белый - и крылья бабочки тоже. Так вот и спасаемся от птиц. Окраска у нас защитная!
- Как же спасаются бабочки от врагов? Работа с двумя иллюстрациями. - Какие это цветы? - Как нужно спрятаться бабочкам? На какой цветок бабочке сесть? - Кто еще может спрятаться под цвет окружающей среды на лугу? (Кузнечики). - Как выглядит кузнечик? - Зачем ему такие длинные задние ноги? (Прыгать далеко). Загадка: Спинка в веснушках, Ах, как неловко! И покраснела... (Божья коровка). Это сейчас их называют божьими коровками, а раньше, наши предки называли "солнышком". Это значит, они связывали их облик с солнцем, дарившим свет, жизнь. - Как выглядит божья коровка? Иногда думают, сколько точек - столько ей лет. Но это неправда. Точки не о возрасте говорят, а о том, к какому виду многие из коровок принадлежат. У них имя на крыльях: 2 точки - двуточечные, 5 точек - пятиточечные. - Умеет ли защищаться божья коровка? Сценка 2 Кузнечик: Одной тебе природа ничего не дала, не защитила. Заметная, красная, да еще с точечками! Уж тебе-то от птицы нипочем не скрыться! Божья коровка: Кому надо, те пусть и скрываются! Кузнечик: Ужас! И откуда в тебе эта ненужная смелость? Божья коровка: Она у меня, так сказать, в крови. Есть у нас, божьих коровок, такая жгучая едкая жидкость. Мы ее при опасности выпускаем. Если и клюнет нашу сестру какой-нибудь птенец-несмышленыш - сразу выплюнет и на всю жизнь запомнит урок. Знают птицы, каковы мы на вкус. Мы их еще и своей окраской предупреждаем: "Мы ярко-красные, для всех опасные". Так как же защищаются божьи коровки? Эту жидкость называют еще молочком, а жучка коровкой.
Итог урока
Игра "Кто говорит": Угадайте, кто мог сказать такие слова: - Уколю! ( ЕЖ) - Моя шубка становится белой зимой. ( ЗАЯЦ) - А я в травке зеленой спрячусь! ( КУЗНЕЧИК) - А я молочко брызну врагу. (БОЖЬЯ КОРОВКА)
Домашнее задание - по усмотрению учителя
|