На главную


Раздел 4 "ЖИВОТНЫЕ МОЕЙ МЕСТНОСТИ"

Тема: "ЗАВИСИМОСТЬ ВНЕШНЕГО ВИДА И ПОВЕДЕНИЯ

ЖИВОТНЫХ ОТ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ". Урок 4

 

Цель: Учить детей видеть взаимосвязь в природе. Воспитывать любовь к природе.

Задача: Показать способы приспособления и защиты животных.

 

Ход урока

 

1. Погружение в урок. Чтение стихотворения.

Глубины вод, простор небес,

Пустыня, горы, степь и лес -

В каком краю ни окажись,

Везде кипит упрямо жизнь.

И здесь у каждого свой вкус:

Кому - песок, кому - под куст.

 

2.Работа над темой урока

Сегодня на уроке вы узнаете о том, как зависит внешний вид и поведение животных от места обитания.

 

Загадка:

Иголки лежали, лежали,

Да в лес побежали. (Еж).

- Где обитает еж? (В лесу). (Появляется иллюстрация леса).

- Каких еще животных леса вы знаете? (Поселяем этих животных в лес).

 

Сценка "Лиса и еж" (по рассказу Н.Сладкова)

Л.: Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

Ё.: А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Л.: Да не то чтобы некрасивый...

Ё.: Может я с колючками неуклюжий?

Л.: Да не то чтобы неуклюжий...

Ё.: Так какой же я такой с колючками-то?

Л.: Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.

- Почему еж несъедобный?

У ежа вся спина и бока покрыты не шерстью, а острыми колючками. Только мордочка, лапки и брюшко без колючек.

- Что делает ежик при опасности? Сворачивается в клубок, прячет внутрь мордочку, живот и лапки, а колючки во все стороны. Так колючки защищают ежа от врагов. Но не всегда они могут защитить ежа. Лисичка его и обмануть может. Например, подкатит к воде, столкнет, еж развернется, поплывет, а она его тут и схватит. Много ежей погибает под колесами автомобилей на дорогах.

- Почему? Почувствовав опасность, еж сворачивается в клубок и замирает. А в этом случае надо быстрее убегать с дороги.

- За кем еще может охотится лиса?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы. (заяц)

Много у зайца врагов: разные хищные звери и птицы. Все хотят полакомиться вкусной зайчатиной.

- Как вы думаете, что помогает зайцу спастись?

а) Длинные задние ноги. (Слово "заяц" означает "прыгун"). С их помощью он очень хорошо и далеко прыгает. Да и потом он мастер запутывать следы.

б) Летом - серый, зимой - белый. (Меняет окрас шерсти).

Это помогает ему спастись?

Но шкура зайца не защищает, а, меняя окрас шерсти, он таким образом приспосабливается к окружающей среде.

в) Чуткие уши. Уши у него не случайно длинные - ими он услышит даже слабый мышиный шорох, да еще определит, далеко ли шорох и в какой стороне.

Принято считать, что трусливее зайца зверя нет. Почуяв опасность, он норовит удрать. Но бегством спасаются и многие другие звери, у которых есть грозное оружие самозащиты - копыта, рога, клыки.

Однако, и заяц в беде может себя защищать и отбиваться. Чем? (Задними лапами).

- Как он это делает? (Запрокинувшись на спину, яростно отбивается сильными, когтистыми задними лапами). Не раз охотники видели его бой с каким-нибудь пернатым хищником.

- Какие еще зверьки меняют цвет своей шубки? (Белки, горностаи, ласки).

- У кого есть еще защитная окраска? (У лягушек, ее среда обитания- болото).

- Знаете ли вы врагов у лягушек?

Есть такая книга "Лягушата в красных шляпках", где автор рассказывает, как два лягушонка (Квакушка и Зеленая лапка) скучали потому, что они, листья, трава и все вокруг было зеленым. И тогда они решили устроить праздник. Написали приглашение и позвали всех, кто носит хоть что-то красное. К ним пришли дятлы, красные маки, мухоморы, божьи коровки.

Надев на себя мухоморовы шляпки, лягушата начали веселиться. Тут их увидел аист и захотел съесть. Лягушата увидели его и начали прятаться, но аист все равно шел за ними. Тут жаба закричала лягушатам, чтобы они скорее сняли шляпы. Лягушата послушались ее, сняли шляпы, спрятались в зеленую траву и спаслись.

- Почему аист видел лягушат, хотя они и старались спрятаться?

- Что изображено на иллюстрации. (Луг).

Опишите луг летом.

Над цветком порхает пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка).

- Каких бабочек вы знаете?

- Как вы думаете, сможет ли бабочка защитить себя от врага? (Нет).

А вот обмануть его сможет.

 

Сценка 1

Божья коровка:

Все-таки не пойму я вас, бабочек. Ведь вам ради красы и жизни не жаль. Ваши пестрые узорные крылья любая птица заметит.

Бабочка:

Ох, напугали! Говорите, мои крылышки издали заметит?

Тогда смотрите! Ну как?

Божья коровка:

Здорово! Оказывается, твои крылья снизу совсем другие.

Бабочка:

Этим и спасаемся! Кто оборачивается сухим листком, кто зеленым. А другие бабочки, наоборот - распахивают их. Сядут на яркий цветок, раскроют крылья.

Цветок голубой - и бабочка голубая. Цветок белый - и крылья бабочки тоже. Так вот и спасаемся от птиц. Окраска у нас защитная!

 

- Как же спасаются бабочки от врагов?

Работа с двумя иллюстрациями.

- Какие это цветы?

- Как нужно спрятаться бабочкам? На какой цветок бабочке сесть?

- Кто еще может спрятаться под цвет окружающей среды на лугу? (Кузнечики).

- Как выглядит кузнечик?

- Зачем ему такие длинные задние ноги? (Прыгать далеко).

Загадка:

Спинка в веснушках,

Ах, как неловко!

И покраснела... (Божья коровка).

Это сейчас их называют божьими коровками, а раньше, наши предки называли "солнышком". Это значит, они связывали их облик с солнцем, дарившим свет, жизнь.

- Как выглядит божья коровка?

Иногда думают, сколько точек - столько ей лет. Но это неправда. Точки не о возрасте говорят, а о том, к какому виду многие из коровок принадлежат. У них имя на крыльях: 2 точки - двуточечные, 5 точек - пятиточечные.

-          Умеет ли защищаться божья коровка?

Сценка 2

Кузнечик:

Одной тебе природа ничего не дала, не защитила. Заметная, красная, да еще с точечками! Уж тебе-то от птицы нипочем не скрыться!

Божья коровка:

Кому надо, те пусть и скрываются!

Кузнечик:

Ужас! И откуда в тебе эта ненужная смелость?

Божья коровка:

Она у меня, так сказать, в крови. Есть у нас, божьих коровок, такая жгучая едкая жидкость. Мы ее при опасности выпускаем. Если и клюнет нашу сестру какой-нибудь птенец-несмышленыш - сразу выплюнет и на всю жизнь запомнит урок. Знают птицы, каковы мы на вкус. Мы их еще и своей окраской предупреждаем: "Мы ярко-красные, для всех опасные".

Так как же защищаются божьи коровки?

Эту жидкость называют еще молочком, а жучка коровкой.

 

Итог урока

 

Игра "Кто говорит":

Угадайте, кто мог сказать такие слова:

- Уколю! ( ЕЖ)

- Моя шубка становится белой зимой. ( ЗАЯЦ)

- А я в травке зеленой спрячусь! ( КУЗНЕЧИК)

- А я молочко брызну врагу. (БОЖЬЯ КОРОВКА)

 

Домашнее задание - по усмотрению учителя