Cодержание  |   Предисловие  |   Глава I  |   Глава II  |   Глава III  |   Глава IV  |   Цитаты  |   Литература
  

 

Предисловие

В настоящее время во всем мире идет процесс формирования совершенно нового мировоззрения, в котором научное материалистическое мировоззрение является лишь составной частью. Оно обогащается напластованиями самого разного исторического прошлого, включая древнейший. Наша страна, русский народ в частности, не является здесь исключением. Формируется новое представление о мире, которое состоит из разной степени совмещения различных форм верований: христианской и дохристианской, то есть древней языческой. Однако древний языческий пласт частично вошел в христианство и был последним деформирован; этот же пласт оказался столь устойчивым, что, несмотря на вторичную деформацию, существовал и на протяжении всего советского периода истории.

По самым разным причинам он обнаружил невероятно большую устойчивость, поэтому привлекает внимание культурологов, этнографов, фольклористов, краеведов.

Автор данной работы ставит своей задачей познакомить читателя с тем мировоззрением, которое предшествовало православно-христианскому. Автор осознает сложность решаемой задачи, поэтому имеющиеся разделы составила в той последовательности, чтобы их содержание представляло цельную, внутренне организованную и логически оправданную систему взглядов на окружающий мир.

Социум, культура или, проще говоря, человек, взаимодействуя с этим миром (природой), в своих правилах поведения, обычаях, обрядах в виде всевозможных праздников донесли до современности механизм этого взаимодействия.

Автор представленной книги раскрывает содержание, смысл и значение семейных праздников, календарных обрядов, народных увеселений и многого другого. Весь приведенный и анализируемый материал характеризует жизнь наших далеких предков, эмоционально богатый и наполненный духовным содержанием. Именно этого недостает научно-материалистическому образу жизни, если позволителен такой художественный образ.

Книга заметно расширяет, углубляет наши представления о древнем мировоззрении, к счастью, теперь возрождающемся. Книга рассчитана на самый широкий

круг читателя, но прежде всего она заинтересует учителей, учащихся и, конеч-

но, молодое поколение.

В.М. КУЛЕМЗИН,

профессор кафедры археологии и краеведения

Томского государственного университета,

доктор исторических наук.

Книга "Природа славян" в высшей степени актуальна. Более того, можно сказать: она жизненно необходима сейчас, в начале XXI века, когда знания об огромном вкладе праславянских этносов В формировании мировых культур и цивилизаций из разрозненных знаний, которыми располагали на протяжении последних столетий отдельные лингвисты, археологи, этнографы, историки, становятся целостным знанием и достоянием все более широких масс. Осознается самостоятельное место российской цивилизации среди других в глобальном историческом процессе. Осознается особая роль славянской культуры как одной из древнейших культур, особая роль славянской группы языков, в частности русского языка с его сохранившейся системой архаических черт, в формировании особого типа мышления, форм социального поведения, особого жизнеустройства.

Л.Е.ПОПОВ,

профессор Томского государственного

архитектурно-строительного университета,

член-корреспондент СО АНВысшей школы.

Это книга, которую давно ждет учитель-практик. Ее автор влюблен в народную культуру, воспринимает ее целостно, комплексно, что и постарался передать в своем пособии. В нем действительно представлен весь славянский космос в его легендах, преданиях, культах, обрядах, божествах, символах этнографии, бытовой культуре, декоративно-прикладном искусстве. Учитель получает богатейший материал, который позволит ему открывать перед своими учениками мир у родного порога, прильнуть к своим истокам. Очерки, из которых состоит пособие, написаны увлекательно, вдохновенно. Они включают и фактический материал к урокам по славяноведению. Весьма полезны иллюстрации, подобранные автором к темам занятий.

В.А.ДОМАНСКИЙ,

профессор кафедры общего литературоведения

Томского государственного университета,

доктор педагогических наук.