<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Обереги дома

В русском народном зодчестве польза и красота, сливаясь в единое целое, соответствующее назначению сооружения, были нераздельны. Красота всегда была важной стороной жилой среды. Неразрывное единство пользы и красоты являлось неизменной чертой русского деревянного зодчества.

Только народное мироощущение, воспринимавшее свою жизнь в аспекте вечного, могло родить столь сильный, смелый образ русского дома. Его можно сравнить с образом ковра-самолёта, огненных, крылатых коней, преодолевающих пространства. Дом -летящий корабль во времени и пространстве, имеет и соответствующие названия архитектурных деталей: "крылья" - резные доски, закрывающие торцы слег, поддерживающих кровлю, "подкрылки" - резьба, прикрывающая торцы брёвен сруба. С. Есенин писал: "Конь, как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице".

Дом настолько оживлялся, что элементы жилища и детали сравнивались с человеком. Фронтон дома - чело, причелина, лобовая доска или "платок" обрамляли кры-шу. Фронтон могли назвать и "лбом", "лбищем", "залобником". Если окно - "око",то верхний наличник - "очелье". Резные доски, прикреплявшиеся к концам у нижнего края причелин, назывались "серьгами" или "подвесками".

Охлупень, венчающий крышу, именовался еще и "шеломом" - шлемом. Украшая свое" жилище, крестьянин через формы и образы осмысливал свою жизнь с окружающим миром:

реальным и потусторонним, сказочным и религиозным. Традиция украшать дом восходит к временам язычества, когда таким образом человек стремился защитить свой дом, свою семью от злых, "нечистых" сил, повсюду окружавших его, и привлечь на свою сторону, "задобрить", "умилостивить" силы добрые. Именно поэтому священные и чистые образы были расположены на самых уязвимых местах дома, через которые можно проникнуть в жилище: окна, ворота, двери, дымоход.

Следовательно, идея охраны стен, окон и кровли жилища при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. "Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента -орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые все возможные злыдни могли проникнуть к человеку" [8]. Коль дом выражает триединую систему, то и обереги соответствуют трем мирам. В зависимости от традиций местности можно увидеть различные образы: коня, оленью голову с рогами, богинь, птиц, солнце. В Словакии для украшения стрехи дома использовалась композиция из женского образа с поднятыми к небу руками. А на голове могли поместить петуха. Около богини изображались то птицы, то два коня или всадника. Женское начало, рождающее жизнь, особенно почиталось славянами. Женская фигура имеет разные изображения: с поднятыми к небу руками (символ верховных богов), просящая света и влаги небесной, с опущенными руками, просящая урожая. Это могли быть Лада и Макошь. Макошь - мать урожая. Такой охранный знак чаще находится на амбарах.

"Парность женских фигур, их пребывание в небесном ярусе выше солнца и "хлябей небесных", усиленное внимание к теме беременности и рождения - все это заставляет предполагать, что здесь перед нами две рожаницы, две архаичные богини плодовитости и плодородия, которым на Севере, судя по поздним копиям церковных поучений против рожаниц, поклонялись до 17 в." [9].

Украшенность крыши дома представляет собой вертикальный разрез мира: "Свах" - верхнее небо с запасами воды, "Бхувах" - воздушное пространство со звёздами, солнцем и луной, "Бхух" - земля. "Хляби небесные" в старинной системе мироздания относились к верхнему небу, находившемуся над "средним небом", по которому свершают свой ход светила. "Хляби" делают в два-три ряда, тем самым подчеркивая глубинность небесного свода. Небольшие отверстия по причелинам - дождевые капли - небесные запасы воды. Волнистый узор может напоминать женские груди или коровье вымя. Дождь как молоко небесное, вскармливающее землю и человека, представлен опять же богинями - рожаницами.

Серьга

Солнечные знаки представлены несколькими типами. Солнце с шестью спицами - колесо Юпитера, знак Рода, громовой знак, спасающий от огня молнии. "Бегущее" солнце изображают с изогнутым внутри круга линиями. (Часто мастера помещали на крыше целую группу солнц. Их можно разделить на два комплекса: первый- восходящее и заходящее солнце, второй - солнце в зените. На "полотенце" помещают и два солнца, расположенных одно над другим. Одно - бегущее, другое - в зените.

Хляби небесные в резьбе

В отдельных случаях над солнцем располагался православный крест, а крест - символ триединого мира. Крест в кругу является не только символом дневного светила, но и огня вообще. На некоторых "полотенцах" изображался весь суточный ход солнца: утро, вечер, полдень и внизу две позиции ночного - подземного солнца, а в центре - огромный лучистый круг на этот раз представлен, как весь "белый свет".

Рядом с символом солнца почти всегда соседствует тот или иной символ земли, поля. Знаки земли резчик помещал и на причелинах - прямоугольники и ромбы, образованные рядами небольших отверстий. На кромке избяных причелин почти всегда вырезаны ромбы.

Солнечные знаки на крышах

Открытые места в доме украшались также усердно. Особо красочно украшались наличники окон. Одну группу наличников составляют те, которые в своей композиции имеют: полукруг - небо, восходящее солнце, над солнцем "хляби небесные" в виде волнистых линий и капель - точек.

Другую группу объединяют образы Яви: птичий, растительный мир и чудесные, фантастические существа. Акантовые листья именовали "листьями петрушки", а скругления -завитки побегов -"вывертышей" переплетались с гроздьями винограда, плодами хмеля, разнообразными цветами, с фантастическими существами: сиренами, фараонами, диковинными птицами. Русалки - берегини, они же сирены и фараонки, - олицетворение добрых сил, противостоящих упырям, навиям и прочей нечисти. Фараонки связаны одновременно с водой и землёй, потому в руках часто держат сочные растения. Реже можно увидеть на окнах образы фараонов - мужские фигуры с усами и трубкой во рту.

Излюбленным персонажем резьбы был лев, который чаще напоминал спокойного, откормленного кота, так как мастер никогда не видел льва и не мог изобразить его достоверно. Лица львов напоминали лица мужиков хитроватых и лукавых. А в лицах русалок и птиц можно найти копии женщин. Характер у них разный: и настороженные, и хитрые, и жизнерадостные.

Доска резная с изображением льва-деталь украшения фасада крестьянского дома. Сер. XIX века. Нижегородская губерния

Сирена - доска резная малая, деталь украшения фасада дома. II четверть XIX века. Нижегородская губерния

Известно несколько способов традиционной резьбы декора. На Севере преобладает сквозная пропильная резьба, зрительно облегчавшая детали дома.

Пропильная резьба пришла с появлением лобзиковых пил и коловоротов. Сквозной рисунок выполнялся в тонких досках, которые, накладывались друг на друга, образуя своеобразную бахрому фриза, или подзора. Используя дешевую и несложную технику неправдоподобную легкость деревянному дому пропильной резьбы, зодчие создавали дома-сказки. Резьба такой техникой придает неправдоподобную легкость деревянному дому

 

Накладная резьба выполнялась из элементов пропильного орнамента, наложенных на ровный фон украшаемого изделия: наличников, ворот, пилястров, фриза. Для создания композиционной завершенности, цельности часто сочетали накладную и пропильную резьбу.

Накладная резьба

В Нижегородской губернии и в Поволжье была популярна "глухая резьба", рассчитанная на игру светотеней при ярком солнечном освещении. В названии резьбы отразилась специфическая техника ее исполнения - "глухой" она именовалась потому, что фон для рельефного орнамента тематических изображений здесь был сплошным. На крестьянские избы глухая резьба перекочевала с бортов деревянных судов. Плотники стали называть ее "корабельной". В систему корабельной рези входило украшение не только самого корабля (нос, борт, корма), но и тех жилых помещений, которые на нем находились. Постройки такого типа упоминаются в былине о Соловье Будимировиче.

Бортаплававших по Волге судов опоясывали богатые резные фризы, носы их были украшены фигурными изображениями сказочных полурыб. Однако срок жизни деревянных судов короток. Обычно их разбирали и продавали на дрова или строительный материал, а хорошо сохранившиеся резные фрагменты приобретались для крестьянских домов. Волжские плотники-резчики зимой готовили суда к сезону, а летом шли по селам, где и прижилось их мастерство рельефной судовой резьбы.

В облике русского крестьянского дома нашли свое воплощение лучшие достижения, переходящие ценности, оставленные нам прошлыми поколениями. Необходимо их сегодня не растерять.

  
Наверх страницы