<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Русские поселения

Русские поселения разнообразны по форме, назначению и характеру. Строительство поселения зависело от того, кто будет проживать в этой общине, каков их род занятий, цели и идеалы.

Долгое время наши предки почти не строили укреплений, защитой служили труднопроходимые леса и болота. Строились на правом берегу по течению реки, не на буйной воде, то есть при впадении рек, около озера, на солнечном месте.

Древнейшие поселения не столь красивы внешне, сколько поражают своей природной естественностью, красотой взаимоотношений рода. Строились родовыми гнездами, то есть маленькими поселениями, где проживала большая семья из нескольких поколений. Поначалу славяне жили в полуземлянках, крыша которых опиралась на землю. Землянка была небольшой, чтобы дольше тепло сохранялось. Затем полуземлянка стала вырастать из земли и постепенно превратилась в наземное жилище - избу. Полы были земляные, промазанные глиной. Печь также совершенствовалась от печки-каменки и глинобитной, у которых дым выходил прямо в помещение. Такие жилища называли "курными", "черными". Потолки здесь были повыше, чтобы дым собирался выше людских голов и не ел глаза.

В некоторых поселениях землянки связаны между собой проходами - крытыми коридорами. Они были сделаны, в основном, для выхода на случай неожиданной опасности.

Формы поселений говорят о том, что древние славяне умели при строительстве учитывать не только условия защиты, торговли, но и общения между собой, между родами, умело вписывали свою маленькую Вселенную в большую Вселенную, в мироздание, как вещественное, так и духовное. Поэтому формы планировки поселений не случайны. Распространенной формой стали круговые поселения или "кольцевые". Прежде всего, это концентрация жизненной силы, а также энергетический круг- обе--рег. Такая деревня могла окружать озеро, а иногда в своем центре иметь пашню, луг, выгон для скота, но чаще всего священное обрядовое место.

При гнездовой форме не просматривается система. Домики расположены свободно, как бы гнездами. Так и говорили - "дом у ручья", "под горой", "у дуба". Лучевая система постройки похожа на солнечное излучение. Улицы как бы расходятся из центра и имеют общие небольшие улицы, похожие на лучи. Форма задает ритм жизни, отражается на мышлении и взаимоотношениях. Солнечная, лучевая, спиральные системы давали сильное чувство единства в делах и помыслах.

Рядовая, линейная планировка селения самая распространенная. Почти все деревни на Руси по сей день строятся именно так. Улица в два ряда имеет свои прелести:

удобно иметь общую дорогу, все хозяйства хорошо просматриваются с лицевой стороны и одновременно скрыты изнутри. Улица такого плана имеет ритм реки, жизнь как бы имеет два берега - положительный и отрицательный, которые друг без друга обойтись по законам природы просто не смогут.

Жилые местности имели названия и по образу жизни, и по назначению. В понятие "деревня" входили не только жилые и хозяйственные постройки, но и земельные владения, полевая и горная земля, пастбища и сенокосы, охотничьи угодья, места рыбной ловли, в лесу перевесы. Деревня-это не только жилье, но и цельная жилая среда, т.е. земля обетованная.

Селом называют относительно крупное поселение с церковью, к которому тянулись окружающие деревни, Другие названия - "сельцо, селище, селишко", как бы подчеркивают размеры и значимость села.

На погосте располагалась сооружавшаяся обычно всем миром церковь или паже храмовый комплекс. Здесь проходили мирские сходы, устраивались пиры, пеоеговоры, сюда приезжали и останавливались гости и царские указчики. Погост - от слова "погостить". Позже погостом стали называть сельский приход, или церковь с расположенным рядом кладбищем.

Весь весняк, веснячка - небольшое селение или часть города, как бы влившееся ни с того ни с сего, порой не вписывающееся в ритм всего селения. В нашей речи осталось выражение "по городам и весям". Такое слово с таким значением осталось у чехов словаков, в Польше и Белоруссии. Сегодня Весями называют просто деревни.

На севере Руси гнездо именовали "печище". Ученые трактуют это слово как обозначение остатков такого гнезда по типу "кострища".

Вервь - термин, бытующий в южных областях Руси. Ученые подозревают, что данное поселение связали уже не только родственные узы, но и предполагают, что этих людей могла объединять вера - традиции. Вервь - "веревка" - "вера", связывающая во времени и пространстве людей с единым мышлением и образом жизни.

"Слободой - свободой называли поселения пленников-рабов, со временем отпущенных на свободу (как было заведено у древних славян), становился свободным -своим. С другой стороны, слободские были и люди, освободившиеся от своих, покинувшие свои родовые общины. Слободой называли также поселок рабов на господской земле. Хозяева выделяли рабам землю и превращали их в крепостных. По сравнению с рабством, это была уже некоторая свобода" [3].

Позже на Руси слободы были трех родов: служилых людей, промышленников и поселян, пользующихся льготами. К слободам служилых людей относились: стрелецкая, пушкарская, пищальная, казачья, ямская. Много по Руси разбросано было промышленных, ремесленных и торговых слобод. Например, слободы бобровников, рыбаков, сокольников и кречетников, ткачей. В Сибири, кроме служилых слобод, носили такое название поселения, где жители занимались земледелием и пользовались льготами. Эти поселения обязаны были доставлять хлеб в город для прокормления служилых, такие слободы назывались пашенными.

Острог - деревянное укрепление в пограничной полосе древнерусских княжеств. Распространены на южных рубежах русского государства и в Сибири.

Выселки - поселения, все жители которого переселились из другого населенного пункта. Обычно сохранял прежнее название поселения с добавлением слова "выселок".

Околы - окольный город, часть древнерусского города, окружавшая кремль или примыкавшая к нему. В Москве, например, существовал Китай-город под стенами Кремля.

Хутор - поселение, образовавшееся при освоении новых земель (однодворное, позднее многодворное). На Украине, Кубани и Дону - поселения вне сел, вне сёл, после революции вне общины - обособленная кулацкая усадьба; поселение, где в основном занимались подготовкой воинов и где находился воевода.

Складывавшаяся столетиями гармоничная архитектурно-природная среда благотворно влияла на человека, постоянно воздействовала на его духовное и телесное здоровье, создавала благоприятный микроклимат всего поселения. Выросший и воспитавшийся в такой естественной, экологически сбалансированной среде впитывал в себя любовь и бережное отношение к природе, к роду, ко всей деревне.

  
Наверх страницы