<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Музыкальные инструменты славян

Выражение удовольствия и радости высказывалось у наших предков пением, музыкою и пляскою. Византийские историки повествуют, что славяне, жившие по берегам Балтийского моря, не знали войны, или если и знали, то всегда предпочитали мир войне, любили удовольствия и мирные занятия.

Трудно решить какие музыкальные инструменты прежде всего существовали у славян. Можно только догадываться, что прежде всего употребляли деревянные трости и также рога домашних животных. Поэтому можно полагать, что дудка и рожок были у славян самыми первыми инструментами. Потом появились жалейка, рог и свирель, волынка, гудок, балалайка, ложки и гусли.

В старых византийских хрониках, относящихся к VI веку, рассказывается о славянах-гуслярах, жителях далекого севера. Во время сражения греков с хазарами были взяты в плен чужеземцы, непохожие на воинственных обитателей причерноморских степей. Пленники отличались высоким ростом и крепостью. Вместо оружия чужеземцы-великаны носили с собой гусли. Когда греки спросили великанов, кто они и откуда, послы ответили: "С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях. Нет железа в стране, нашей, не зная войны и любя музыку, ведем жизнь мирную и спокойную".

Полулегендарная история с гуслярами-славянами открывает первую страницу в музыкальной жизни Руси.

На огромной территории, где селились наши предки, в курганах археологи находят различные по виду и величине колокольчики и бубенчики. Отыскивали их на побережье Черного моря, на Урале, в Сибири. Звон, по древнеславянским и иным поверьям, предохранял человека от действий враждебных магических сил.

Еще много веков после свержения идолов народу грезились языческие сны и, несмотря на запреты и наказания, по городам с веселой музыкой бродили скоморохи, и даже монахам, впадавшим в искушения, чудились звуки гуслей и сопелей. Поэтому все знали: кто привечает скоморохов, тот помогает дьяволу. Но любовь к музыке была неискоренима.

В Софийском храме в Киеве найдены фрески, изображающие играющих и поющих скоморохов. Молодой человек держит в руках инструмент, два, скомороха дудят в трубы, пляшущий музыкант поднес к губам свирель. Скоморохи - странствующие актеры, взявшие на себя в Древней Руси ответственность каликов перехожих, говорящих правду, борющихся за справедливость. Внешняя острота слова действия пугала

глубоковерующих и священников, а это была просто очередная театрализованная, откровенная правда.

Больше всего наши предки любили гусли. Гусельки яровчатые, т.е. сделанные из явора-клена, награждались в сказках, легендах и былинах самыми ласковыми именами и эпитетами.

На шумных пирах князя Владимира бывал богатырь Добрыня, ловкий дипломат, храбрый воин и искусный музыкант. Одна из киевских былин рассказывает, что когда Добрыня пришел на "почестей пир", Владимир-Красное Солнышко тут же его попросил:

"Ай же ты Добрынюшка Никитич млад!

А бери- ка ты гуселешки яровчаты,

Поподерни-ка во струнки золоченые,

По-унылому сыграй нам, по-умильному

Во другой сыграй да по-веселому".

Под гусли Добрыни сначала все призадумаются, закручинятся, а потом веселились от души.

Русь помнит и другого гусляра, героя новгородских былин - Садко.

"Как во славном Новгороде

Был Садко, веселый молодец,

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гуселъки яровчаты,

По пирам ходил-играл Садко,

Спотешал купцов, людей посадских".

Садко увеселял торговых да посадских людей. Садко действительно существовал. При раскопках церкви в новгородском Детинце выяснилось, что ее в 1167 г. заложил Сотко Сытинич.

Во многих песнях, играх и обрядах мы видим отзвуки далекой музыкальной старины, связанной с ' обожествлением природы, когда небо, солнце, лес, луга представлялись людям живыми существами. Языческие верования забывались, а песни, сопровождаемые игрой на бесхитростных инструментах, вроде рожка, долго еще оставались в памяти народной.

Под рожок пели:

"А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли!"

Лада - богиня любви древних славян, а Дид - ее сын, прекрасный, как Аполлон. Многие праздники на деревне сопровождал именно рожок. Игра на рожке непростое занятие. Кроме умения, которое дается не всем и не сразу, требуются и физическая тренировка, хорошие легкие. Пастух с рожком гораздо ценнее, чем не имеющий его. Рожечник был непременным участником свадьбы, крестин, рекрутских сборов. На иконе XVII в. "Собор Богоматери",приве-зенной из Владимира в музей им. Рублева, изображены пастухи с рожками и трубами. В ХУП-ХУШ вв. в помещичьих усадьбах держали рожковые оркестры.

В сентябре 1654г. ударили колокола, призывая всех на шествие. Процессия двинулась вниз к реке Москве. Чернецы сопровождали пять доверху нагруженных подвод. Наконец шествие остановилось, и монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры, гусли, рожки, свирели, бубны. Потом все это подожгли.

Средневековая Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты.

Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь бесовские инструменты отбирали на улицах, в домах, кабаках, и сжигали. Горели совершенствовавшиеся веками уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.

Влияние искусства скоморохов стало на Руси так велико, что церковники не на шутку встревожились: а не слишком ли музыка отвлекает народ от бога? "Где появятся домры, сурны, гусли, - гласит царский указ XV в. - то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от этого богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батогами".

 

Истории, былины о музыке и музыкантах

НЕВИДИМАЯ МУЗЫКА

В стародавние времена залетел в терем Снежный Вихрь и похитил Настю-Льняную Косу. Запечалился её сын Иванушка, да видит, делать нечего ў пошёл искать по свету матушку родную. Побывал молодец в трёх царствах - Медном, Серебряном, Золотом. Исходил поля широкие, горы высокие, леса дремучие. Нигде нет Насти- Льняной Косы.

Поехал Иванушка по морю-океану к острову Буяну, где прятал Снежный Вихрь пленниц. Идёт островом Иванушка, тропой безвестной, и слышит: в камышовых зарослях, в ивняке да в рябиновой чащобе музыка играет. Сделает шаг - барабаны стучат, сделает другой ў дудочки поют, побежит бегом - невидимая рука струны ^ребирает. В лопухи свернёт ў затихает музыка. На дорогу вернётся ў опять ^ребряные звуки услышит. Как подошёл к зелёному пригорку, бубенцы зазвенели, трубы запели, барабаны ударили. Видит Иванушка: сидит, пригорюнившись, на белом камне Настя-Льняная Коса, поёт о своей несчастной доле.

Догадался добрый молодец, что невидимая музыка неспроста звучала - помогала найти ему матушку.

ГУСЛИ-САМОГУДЫ

В древнем Киеве жил славный богатырь Добрыня Никитич. И стар, и мал знали о его подвигах. Избавил он город от Змея Горыныча - чудища о двенадцати головах, освободил из вражеского плена племянницу князя Владимира -Забаву Путятичну, отважно плавал Добрыня по Пучай-реке, в которой первая стру-ечка была ласкова, вторая - быстрым-быстра, третья будто огонь секла. Любил Добрыня показать силу свою могучую и выезжал в поле не ради драки-кровопролития, сколько ради потехи молодецкой.

Любили петь сказители о его вежестве, был Добрыня спокоен, обходителен, начитан, обращаться умел с гостями иноземными, знал игры искусные. Но особенно полюбилось людям, как пел Добрыня о делах ратных под звон гуслей старых.

Весной красной возратился Добрыня Никитич из похода за Пучай - реку. Надел он платье простого молодца, взял гусли яровчатые и пошел на пир к князю Владимиру. Не хотели княжеские слуги пустить в хоромы гостя незваного. Не смутило это гусляра-богатыря и поступил он так: от ворот - приворотничков, от дверей - придворничков их отталкивал.

На пиру Добрыню посадили на самое последнее место, незаметное и незавидное, где и света белого не было. .

Как ударил гусляр по струнам, все гости заслушались. Играл Добрыня на разные лады - то по - умильному, печальному, то по - удалому И веселому, так что у всех ноги заходились, в пляс запросились. Послушали гости гуслярный звон, сказали с удивлением:

"А ведь жили мы, братцы, веки по веку

А такой игры на свете не видано,

Да на белом свете не слыхано..."

Предложил тогда князь Владимир Добрыне:

"За твои за игры веселые

Садись-ка с нами за единый стол

Поесть с нами еды Сахарной,

Попить с нами меду сладкого".

Посадили гусляра на место почетное - в красный угол. И тут только разглядели собравшиеся и догадались, что на пир пришел не безвестный молодец, а могучий богатырь и искусный музыкант Добрыня Никитич.

 

САДКО. Славился игрой на гуслях Садко из Новгорода, что на берегах Волхова. Ходил Садко на пиры, на праздники, веселил новгородский люд своей музыкой, любили Садко, много историй рассказывали о нем в народе... Во время одного путешествия попал Садко к водяному царю. Попросил подводный владыка новгородского гостя, чтоб сыграл на гуслях звончатых да потешил бы его царство музыкой.

Заиграл Садко плясовую, пустился царь в пляс со своею свитой да так расплясался, что в синем море вода всколебалася, с песком морским перемешалася: стали корабли разбиваться, тонуть...

Как утихомирить плясуна водяного? Как спасти корабли от гибели? И пришлось Садко оборвать струночки у гуслей любимых. Оборвал гусляр струночки и сказал морскому царю:

"У меня струночки во гуселъках выдернулись, А шпенички во яровчатых повыломались, А струночек запасных не случилося, А шпенечек не пригодилося..."

Так и утихло морюшко. Садко жил и на самом деле. И даже церковь в Новгороде построена Сатко Сатнычем. Но помнят его более как Садко - гусляра.

СКОМОРОХИ-МУЗЫКАНТЫ

Пришли однажды скоморохи в дом к крестьянской вдове Нениле и позвали с собой скоморошить сына - Вавилу, сказав, что путь им предстоит долгий и нелегкий:

"Мы идем на Инишое царство

Переигрывать царя Собаку,

Еще сына его Перегуду,

Еще зятя его Пересвета,

Еще дочь его Перекрасу".

Нелегко было матери расставаться с сыном, да знала Ненила - охота пуще неволи. И ушел Вавила странствовать со скоморохами. В селах встречные прохожие пугали потешных ребят, говорили, что у царя Собаки двор окружен железным забором - тыном, а на каждом тынке-столбе торчат человечьи головы. Но разве могли потешные ребята-скоморохи испугаться, отступиться? Никого они не боялись, да и помогали им селяне - пахари, и птицы, и животные разные.

Когда злой человек обидел скоморохов недобрым словом, его наказали голуби: прилетели они стаей и склевали у него горох в огороде. А молодица, полоскавшая белье и пожелавшая скоморохам доброго пути, была награждена за доброту: ее грубые домотканые холсты стали шелковыми и атласными.

Заприметил царь Собака в своем царстве веселых скоморохов. Со всех сто рон к музыкантам приказал своим Слугам открыть на реках запруды-плотины, пустить воду и утопить всех скоморохов. Со всех сторон к музыкантам стала подступать вода. Скоморохи не растерялись.

"Заиграл Вавила во гудочек

И во звончатый во пвреладец,

А Кузьма с Демьяном приспособил...

И пошли быки тут стадами,

А стадами тут да табунами,

Еще стали воду да упивати,

Еще стала вода да убывати".

Как ни старался царь Собака погубить пришельцев, ничего у него не вышло: вода не топит, огонь не сжигает. А как пришли скоморохи к царю Собаке в его палаты, как заиграли все в дудки, сопели, ложки, барабаны, гусли, волынки, так и сдохли от злости царь Собака и все его слуги. Досталось Инишое царство гудошни-ку, крестьянскому сыну Вавиле, привез он на новое место свою матушку, что не побоялась отпустить сына в странствие со скоморохами. И поняла Ненила, что ничего нет на свете сильнее, чем скоморошья музыка.

СВИРЕЛЬ

Юный пастух Лель ходил по лесам и лугам с певучей дудочкой-свирелью. Садился Лель на пригорке под березкой и начинал играть на свирели. Летний ветерок переставал шелестеть в траве и листьях, не хотел мешать ласковым мелодиям. Собиралось вокруг Леля стадо, слетелись птицы, выходили из лесов дикие звери - все слушали волшебную дудочку.

Из-под замшелого пня выползла старая-престарая змея - и ей нравились звуки, что извлекал пастушок из кленовой дудки. Глядел Лель вокруг и радовался - все его слушают. Хозяйки из деревень приносили пастуху-музыканту самые вкусные куски пирога, угощали молоком, малиной, сладкими пряниками и слушали. Матерью Леля была Весна-Лада. Она наградила своего сына даром музыкальным. Слушала Лада, как Лель играл на свирели, собирала на лугах цветы и плела для сына венок. Одевала она венок Лелю на голову, и шел он по весенней земле, поигрывая на своей свирели. Где проходил Лель - между людьми наступали мир, добро и дружеское согласие.

ЗЕЛЕНЫЙ РОЖОК

В одной деревне жил пастух. Он был большой мастер играть на рожке. Слушал деда сам композитор Бородин. Александр Порфирьевич писал тогда оперу "Князь Игорь" и специально приезжал в суздальское село Весь послушать здешних рожечников.

Теперь^ когда передают из Большого театра оперу "Князь Игорь", можно услышать, как в опере играют рожки. Многие композиторы брали музыку из народной жизни. И сегодня они украшают русскую оперу и балет.

ТРУБЫ БОГАТЫРСКИЕ

Охраняла застава родную землю от внезапного набега вражеских полчищ. Ни конный, ни пеший не мог подойти к заставе незаметно. Рано утром на холм возле заставы поднимался один из богатырей и трубил в медную трубу. Со всех сторон к трубачу летели птицы. Спрашивал богатырь: "Птицы перелетные, слуги верные, не видали, не слыхали о наших врагах?". В обед приходил' на холм другой богатырь и играл в серебряную трубу. Ползли на бугор со всех сторон муравьи. Богатырь спрашивал: "Муравьи-мураши, слуги верные, не видали, не слыхали ли о наших врагах?". "Слышим, слышим, - отвечали мураши, - конский топот". Не спеша точили на заставе сабельки, -готовили колчаны чугунные.

К вечеру поднимался на холмик третий богатырь, трубил в золотую трубу. Бежали со всех ног из темных лесов волки серые, медведи косолапые,зайцы быстроногие. Трубач вопрошал зычным голосом:

"Звери лесные,ослуги верные, не видали, не слыхали, где наши вороги?" - "Коней в реке поят". Седлали богатыри коней пышногривых, ехали к реке, налетали на ворогов, топтали их силу несметную.

Звук трубы созывал воинов в поход. Под боевой напев трубы сходились богатыри в схватке. Трубы возвещали о возвращении ратников в родные края с победой.

БАЛАЛАЙКА

Созвал царь народ и сказал: "Кто будет весело играть, тому на радостях много пожалую". Собрались музыканты. Кто на чем старается. А Иванушка, крестьянский сын, купил себе балалайку и так заиграл - весь народ удивился, в пляс пустился.

И получил лихой балалаечник в награду яблоки молодильные, водицу живую, да полну шапку золота-серебра.

"Яблочко съешь - век не состаришься, водицы глотнешь - никогда не умрешь..."

КОЛОКОЛА

Между Москвой и Ярославлем, на большой дороге, на берегу озера Неро, стоит город Ростов Великий. Еще в старину он был "украсно украшен" народными мастерами: в озере отражаются стены ростовского Кремля, затейливые терема и палаты, церковные купола и звонницы. "Сказочный город", - говорят люди.

В городе все интересно, но самое интересное - колокольные звоны. Ростовские колокола - это древний русский оркестр под открытым небом. Когда колокола поют, люди останавливаются и слушают. Каждый колокол по-своему называется: Большой Сысой, Лебедь, Баран... Самый большой колокол весил две тысячи пудов, и его звон слышен далеко-далеко. И отлил его мастер-умелец Флор Терентьев триста лет назад. О Большом Сысое говорили: "Рявкнул вол - на семь сел".

Колокола лили из меди, примешивая олово и серебро. Колоколам приделывали ушки для подвеса, а внутри колокола был "язык". К "языку" закрепляли веревку, и звонарь, раскачивая "язык", ударял им по стенкам колокола.

И колокол звонил.

Искусными музыкантами были звонари. От отца к сыну, от деда к внуку передавалось искусство звонить в колокола. Звонари-мастера вещали о красоте и мудрости народа русского, о его силе и отваге.

В давние времена на Ивановской звоннице в Московском Кремле висел колокол. Когда надо было звонить, то его раскачивали 24 человека. Весил коло кол больше двух тысяч пудов.

Во время одного из пожаров колокол упал. Умелый московский литейщик колокольных дел мастер Чохов отлил новый колокол, и весил он уже более восьми тысяч пудов. Когда звонили в такой колокол, то гул был над столицей неслыханный.

Стоит в Кремле Царь-колокол. Вес свыше 12 тысяч пудов. Отливали его отец и сын Моторины. Колокол был украшен узорами... Вся Москва ходила в Кремль любоваться, как в огромной яме возле церкви Ивана Великого рождается новый богатырь. Но случилось несчастье - страшный пожар. Во время пожара колокол то раскалялся, то охлаждался, на него летели горящие бревна. Свыше ста лет он пролежал в земле, а когда его стали в прошлом веке поднимать из ямы, от него отвалился кусок в 12 тонн весом.

Так Царь-колокол, что стоит теперь в Кремле возле колокольни Ивана Великого, ни разу и не позвонил.

Михаил Александрович Глинка, великий русский композитор, любил слушать колокола и умел на рояле наигрывать звон. А когда он написал свою знаменитую оперу "Иван Сусанин", то в хоре "Славься!" зазвучал колокольный перезвон во славу русского народа.

 

ФЛЕЙТА ПАНА

(картина Врубеля "Пан")

Козлоногий бог Пан родился таким некрасивым, что его собственная мама испугалась вида новорожденного и убежала от него .

Пустилась бежать от страшного Пана и красавица Сиринга, лесная девушка, которую как-то раз встретил Пан, бродя по лесу. Прекрасная нимфа бросила свой лук и стрелы, с которыми вышла на охоту, и помчалась прочь от козлоногого чудища в паническом страхе. Напрасно Пан кричал ей о своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ветра. И вдруг дорогу ей преградила река. Все ближе топот копыт приближающегося Пана. Нимфа стала умолять реку укрыть ее от бородатого чудища. Река вняла ее мольбе и превратила Сирингу в тростник . Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей тростника и смастерил новый музыкальный инструмент. А назвал он этот инструмент именем красавицы нимфы ў сиринга, или сиринкс. Печальные и нежные звуки свирели-сиринги с тех пор часто раздавались в окрестных селах и горах. Это играл опечаленный Пан, оплакивая свою несчастную судьбу.

(Сказка родилась в Древней Греции. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех народов мира. У греков называют сиринкс, у русских - кугиклы, у литовцев -скудучаи, у грузин ў соинари. Но самое главное его название ў флейта Пана).

  
Наверх страницы