|
||||||||||||||||||||||
Польза и красота на службе у человекаЛишних вещей в доме не было. Каждая вещь служила для конкретного дела и была наполнена любовью и великим смыслом службы материального духовному. Лишние вещи уже создавали хаос и ненужную заботу о себе. Вся мебель и утварь сотворены были из экологически чистых материалов, то есть дышащих, легких, полезных для здоровья, а если в них еще и заложены при изготовлении энергетические усилия и духовный смысл, да при правильном уважительном обращений с ними человек получал положительные эмоции, заряды. В доме получалась гармония материального и духовного, где жили в согласии мера, красота и простота. "Предметы северного дома немного суровы на вид, но от них веет какой-то тайной силой. Кажется, сама природа находится в доме у человека, но воплощенная в материальные образы. Покрывали мебель редко, по праздникам. Позже в русских домах стали покрывать почти все и всегда". "В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных - рогожами и войлоками. Для сиденья служили лавки, приделанные к стенам наглухо. Если стены были обиты, то и лавки обивались тем же самым, чем стены, но сверх того на них накладывались куски материи, называемые подла-вочниками". [12]. Такие же покрытия использовались для окон (наоконники).
Скамья между печью и окном, используемая для стряпни и хранения кухонной посуды, имела своё название - залавок или судная лавка.
Зеркал и рисованных портретов в домах не держали - боялись да и церковь запрещала. Считалось, что единственным украшением в доме должен быть святой угол, сакральное место, а при православии - божник (образа). Условия для сна также были разными. Бедные люди спали на печке, их подрастающие дети - на лежаке возле печки. Подкладывали зачастую шкуру животных, особенно целительной считались козья и медвежья. Летом всяк любил поспать на сене. Духовые травы приносили и зимой к изголовью, например, больному, для здорового сна. Детские висячие колыбели устраивались так, что они мог ли плавно покачиваться сонной нянькой. Говорят, что такие покачивания дают закалку, и крестьянские дети выносливее в морском шторме. Колыбель делалась шире и длиннее, на вырост дитяти. Оберегом на детском ложе служили иконки и крестики с внутренней стороны. В язычестве колыбель оберегалась знаками солнца и огня. Городские колыбели чаще украшались сюжетами из жизни.
Одежду и сукно хранили чаще всего в сундуках. Личный сундук для приданого девочке заказывали специально. Он был не только нарядным, но и прочным с железными переплетениями, которые заказывали у кузнеца. Сундуки имели и разную форму, например, сундук-"терем" повторяет по форме древнерусскую постройку с четырехскатной кровлей. Сундук-подголовок /призголовашек/ имеет скошенный верх. Его можно было класть под голову, такой сундук особенно удобен в дороге. Скрыни - выдвижные ящички, похожие на комод Посуду ставили в поставцах. Это полки, установленные по всей избе. И чем они выше, тем лучше. На нижних полках ставили тяжелую и массивную посуду, на верхних - мелкую. Когда появился шкаф под посуду, то его по-прежнему называли поставец или постав.
Лучина крепилась на металлический светец и под ним, как правило, стояла бочка с водой для погашения искр. Круглый светец долго мог сберегать огонь. В далекие времена нельзя было обойтись без запасов продуктов, заготовок, да и некоторых товаров, которые брали про запас. Припасы хранили в бочках, кадушках, лукошках. В них хранились зерно, мука, лен, крупы, рыба, сушеное мясо, мелкие товары, например гвозди. В кошеле - пестере, сплетенной из лыка или прутьев, сшитой из бересты или луба, изпользовали для сбора грибов, ягод или переноски вещей в дороге (пестерь, пещер, кошель, кузов). Сосуды, в которых варилась еда, назывались поваренными или сотовыми. Они были разных размеров - от одного до семиведерных. Для пива и вина держали котлы до 50 ведер. Для небольшого количества пищи употреблялись горшки. Жарили на сковородах не только железных, но и на медных луженых. Для теста существовала совершенно другая посуда, деревянные корыта и чаны - и за ней был тщательный уход и особое отношение.
Пища разливалась и накладывалась в так называемые мисы и тарели. Тарели - плоские, а мисы ў с поднятыми краями. Необходимой принадлежностью стола и в бедном, и в богатом доме была солоница, отличались они только по дороговизне материала. В основном пользовались берестяной солоницей - символом солнца. Питье - квас, вино, брагу, медовуху приносили и разливали из: ендовы, мушормы, кувшинов, сулеи, четвертины. Ендова и мушорма - сосуды с носком и рукоятью. Кувшины всегда с раздутыми боками с зауженным горлышком. Кувшин, как правило, с ручкой или цепью. Четвертина похожа на большую супницу, раздутую по бокам, с крышкой. В ней отсылали питье из дома отсутствующим родным или знакомым. Братина использовалась на массовых пирах - братщинах, она похожа на объемный горшок с крышкой. Из них пили по очереди через край или черпали чумками, черпальцами, ковшами. Братина, из которой пили без каких-либо приспособлений, была меньшей и уже называлась братинка. Сулеи - бутылки с цепью, которые при вешивались к поясу. Скобкарь ў старинная деревянная посуда для напитков в форме водоплавающей птицы. Ендова - праздничная посуда с носиком- сливом. В ней питье подносилось к столу и разливалось по чаркам. Бурак-туесок - берестяной сосуд цилиндрической формы с деревянным дном и съемной крышкой. Употреблялся для питья и переноски жидкости. Бурачок-бурак в крестьянском быту был в большом употреблении. Изготавливали бурак из березовой коры. Весной, во время интенсивного движения соков, со ствола срубленной березы снимали кору, надрезав ее в двух местах по окружности. Кусок бересты - корпус бурака. Снаружи этот остов сосуда обшивали еще одним слоем бересты, после чего распаривали и вставляли выстроганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в форме дужки. Высохшие стенки бурака настолько прочно охватывали дно, что сосуд не пропускал даже влагу. Из бураков пили пиво, мед. Во время летних работ в них брали питье в поле, так как берестяные стенки не пропускали тепла, и даже при сильном зное вода или квас оставались холодными.
Держа в руках простенькую солоницу, корзину, чашу, можно услышать далекую, тихую песню предков. Дух человека поддерживался не только общением с людьми, но и с предметами-дарами природы, а свое настроение и мировоззрение человек выражал через узор. Природный материал использовался экономно. С логической выдумкой использовалась не только древесина, но и все части дерева: из луба гнули коробейки и решета, из коры сшивали туески и сумки, из лыка и корней плели лапти, кузовки, солонки. Молодые ветки черемухи, гибкие и эластичные, свивали жгутом, а когда такая веревка высыхала, разорвать ее было невозможно. Мир вещей никогда не противоречил естественной жизни славянина, а помогал через материальное постичь духовное. Истина слагалась из реальности восприятия мира, зажигала жизнью вещь - образ, формировала крепкое, величавое единство всех вещей в домашнем и трудовом окружении человека.
СИДЮШКА, СТОЯЛКА, ХОЖАЛКА Меньшого посажу в корыто и одеялами обгорожу, а так он не сидит, валится. Я когда на улице, а он в корыте у меня или на кровати в подушках сидит. (Смоленская область) Хозяин робил для дробненьких мальцов сидюлъчик ў стульчик с перильцами и кожаным ремешком впереди. Чтоб малый сидел и не выпадывал. (Архангельская область) Раньше делали маленькому ребенку стульчик деревянный ў сижонку. Из чурки выдалбливали или выкапывали из дерева. Вот брали пень и выдалбливали полукругом место, чтоб сидеть ребенку удобно, и задвижечку деревянную впереди, палочку задвижную такую сделали. Посадят его в такую сижонку, и он сидит, никуда не девается. ( Архангельская область) Раньше, когда утром готовишь, стираешь, некогда с дитем волынкатъся, перевернешь табуретку вверх ножками, половицу постелешь и в табуретку дите ставишь. (Краснодарский край, 115) Маленькие колясочки были : одни из лозовых прутиков, другие деревянные. У деревянных колясочек дно было из сплошной доски и по бокам круглые палочки, колесики для этих колясочек из целого дерева, из чурочек выпиливали. Деревянную колясочку раскрашивали. Дома внука поставишь на ножки, он за колясочку держится, она едет по полу, и он за ней ходит. (Волгоградская обл., 91) Из посуды: махоточки раньше из глины были. Маленькие махоточки для детей лепили и продавали. А мы покупали и дитям кашу в них варили и подавали. Каша очень вкусная в махоточке. У нас тады и мисочки, и чашечки маленькие в доме были, для них-то все. (Грузия, духоборы, 150) Ребенку маленькие деревянные ложечки резали из липы, только они не крашеные, ничего. Из глины горшочки и кувшинки вылепливали и деревянные мисочки вырезывали - небольшенькое все такое, в удобство дитю. (Смоленская область, 150) Чашки были черепяные, деткам покупали. Гашники были, много глиняной посуды было, чтоб маленькому покушать, крохотунное свое. (Краснодарский край, 115) У нас дедушка сам мастер был, все сам выстругивал, самоделъничал: и ковшик маленький сделал, и ложку маленькую сделал. Для детей, по старому порядку, так было, что вырубливали маленький столик и стулик, и сундучок. (Грузия, духоборы, 105 ) |
||||||||||||||||||||||