<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Народные увеселения

В душе любого народа таится жажда беспредельного совершенства, стремление к воплощению идеала. Одно из доказательств тому - существование искусства во все времена и у всех народов. Порождая больших и малых художников ни один народ не отрекался от непосредственной художественной деятельности, не передоверял ее всецело своим гениям, утоляя жажду прекрасного лишь одними шедеврами. Шедевры в искусстве не могут рождаться ни с того ни с сего, на пустом месте они появляются только на исторической почве, достаточно подготовленной, обогащенной повседневным и повсеместным народным творчеством.

Нельзя отделить, обособить, отщепить гениальные творения от народной жизни. Как бы мы не старались, они все равно останутся лишь проявлением наиболее редкого и удачного утоления народной жажды идеального в красоте. Идеала достичь невозможно, но кому помешало стремление к нему? И разве не в этом стремлении познается, что похуже, а что и совсем никуда не годится?

Народное искусство трудно выделить из единого целого крестьянской жизни, из всего его уклада. Оно очень прочно переплеталось с трудовыми, бытовыми и религиозными явлениями. Стремление к прекрасному сказывалось в драматизированных обычаях и обрядах, из которых и состоял весь годовой и жизненный цикл отдельного человека, всего селения, всей этнической группы.

До сих пор не только бытовые, но и некоторые трудовые явления носят ритуальный характер. Но ритуал - это всегда действо, а действо - это уже драма .

Драма, по Аристотелю, всегда имеет начало, середину и конец, их нельзя поменять местами, не разрушив самого ее существа. Именно к такому образному свойству тяготеют многие народные обычаи и обряды. Точно так же народная молва всегда стремится к сюжету, на чем и паразитируют невероятные слухи, преувеличенные добавления и пр.

Условно народный обычай также вполне можно назвать миниатюрной драмой. Область драматического народного творчества славян обширна. Границы между формами и видами народной культуры не всегда обозначаются. К драматическому творчеству относится не всякий обряд, не любые игры или танцы, а лишь такие их виды, где имеют место перевоплощение их участников в действующие персонажи и образно-художественное воспроизведение отношений между человеком и природой или между людьми, хотя пер воначально такое обрядовое действо выполняло определенную магическую функцию, оно объективно обладало и потенциально-эстетическим содержанием которое и обуславливало его объективно-художественную форму.

За драматическим образным действом у славян, связанным с тем или иным обрядом, целесообразно закрепить термин "игрище". Игрища устраивались как в помещении (на вечерках, вечорницах, беседах, посиделках, субботках) У так и на улице или в традиционном месте за околицей села.

Наиболее обширный материал для суждений о народном драматическом творчестве славян представляет разнообразный цикл святочных увеселений, весьма популярных в России, на Украине. Во время святок исполнялись игрища, игры и сценки различного содержания, в это же время давались представления и народные драмы.

Святочные игрища и игры генетически связаны с древнеславянскими аграрными праздниками или с культом предков, составляют общее наследие русского, украинского и белорусского народов. Наиболее характерным типом святочного игрища у славян было вождение "козы", которое сопровождалось хоровым пением и коллективным действом с участием ряда персонажей: деда, цыгана, молодички, барыни, смерти, лекаря.

В России вождение "козы" не было повсеместным (оно не наблюдалось на севере), но сохранилось в западных, центральных и южных губерниях. Более распространенным у русских было вождение "коня", "кобылки", "быка", "медведя", "гуся", "курицы". Наряду с зооморфными масками в святочных хождениях ряженых участвовали и фантастические: смерть, черт, бука, баба-яга, кикимора. Бытовые: дед, старик, старуха, нищий, молодица. Сословные: бояре, барин, офицер, солдат, казак, купец, поп, лекарь и другие. Вследствие этого в действах ряженых развивались импровизированные бытовые комические сценки.

Характерным для русского, особенно севернорусского, святочного цикла было игрище ряженых, представляющих отпевание "покойника", "умруна" или "умра-на". Генетически связанное с культом предков, это игрище превратилось в игру. Аналоги русскому святочному игрищу находятся в западноукраинских играх "при мери", в восточно - украинской свадебной игре "поп и смерть", в хорватской масленичной игре "Проводы покойного Блажа", в Чехословакии и др. странах Европы. Игра в мнимого покойника оказала заметное воздействие на собственно народную драму "Маврух" и эпизоды в "Царе Максимилиане".

Другую группу святочных увеселений составляют разнообразные эротические игрища и игры, в которых присутствуют растительная, зооморфическая - "Бык", "Ящур" и производственная символика - "Игра в кузнеца", переплетаются мотивы любви и смерти. В некоторые любовные игры проникали и социальные мотивы, заимствованные из народных комедий. Так известны варианты игры "В барина", где изображается "женитьба" парней на девушках с разрешения барина, который сам пытается обольстить девушек.

Некоторые святочные эротические игры исполнялись и в дни Масленицы, к которым приурочивались также балаганные представления. Собственно драматических и оригинальных народных игр, присущих только Масленице, не сохранилось. Единственным массовым игрищем карнавального типа в России были встреча и особенно проводы Масленицы, обычно заканчивающиеся ее сожжением, реже - закапыванием.

Проводы Масленицы иногда превращались в пародийную сцену похорон чучела с участием попа, дьякона, плакальщиц. Аналогичны этому действу суд над постом - Мясопустом, Менсопустом, Месопустом, Пустом, Запустом - его казнь и похороны.

В масленичной процессии принимали участие ряженые: старик, старуха, воевода, скоморохи, чернец, купец,

барин и другие. Проводы Масленицы можно определить, как "соборное" действо (в нем принимали участие не только ряженые, но и все присутствующие), сопровождавшееся пением и выкриками, репликами, монологами - потешками -"указами", а также диалогами с "масленицей" (если ее изображал ряженый мужчина).

На Украине ив Белоруссии масленичное карнавальное шествие не было столь распространенным, но могли исполняться те же игрища,что и на святках. Игровые элементы содержались также в обряжении "новорожденной" "солодки", ее "крещении" и "похоронах", в обычае "возить молодуху" в корчму у белорусов, эти элементы сближают восточнославянскую масленицу с западнославянской (польской, словацкой).

Обилием народных хороводных игр отличались весенние "зеленые святки", особенно "семик" или "семуха" (четверг седьмой недели после пасхи), для которого было характерно также вождение "березки" у русских, "куста" у белорусов, "тополи" у украинцев. По мере забвения культового назначения обряда, сопровождавшие его эротические действа, выполнявшие первоначально магическую функцию, все более и более приобретали характер хороводных игр на тему сватовства: "Просо" у всех восточных славян, "Мосты" у украинцев, "Бояре" у русских, "Царевна и бояре" у белорусов.

Наряду с любовными и семейно - бытовыми играми исполнялись также производственные, изображавшие различные земледельческие и ткацкие работы: "Лен", "Ленок", "Мак", "Конопля", "Дрема", "Пиво" и т.п. В этих играх любовные и производственные мотивы часто переплетались с социальными мотивами неравного брака, подневольные работы т.д. Эти и другие хороводные игры сопровождали купальскую обрядность.

Наряду с хороводными играми во время весенне-летних праздников исполнялись игры карнавального типа - проводы русалки в поле, похороны Ярилы. Проводам русалки соответствуют обходы полей на "зеленые святки" с "королевой" в Польше, шествия "короля" и "королевы" со свитой в Чехословакии. У южных славян распространение получили групповые шествия празднично наряженных девушек - "Кралице", "Леле", "Русалки".

Особенно наглядно эволюция обрядового игрища может быть выявлена на материалах, относящихся к "Костроме", которая известна в трех видах: как обрядовое игрище, как детская игра, как драматическая игра взрослых, включающая элементы бытовой сатиры. В русских играх чучело Костромы обычно наряжалось в женское платье либо Кострому изображала девушка или девочка. Реже Кострома делалась в виде чучела мужчины - "Костру б".

"Кострома" - яркий образец игрища, вышедшего из обряда и превратившегося в драматическую игру, в которой бытовые элементы перекрыли ритуальную основу.

Превращение обрядового игрища, в игру - не единственный путь формирования народной драмы восточных славян. Во время народных праздников "водились" различные драматические игры, генетически не связанные с обрядом. Сюжеты необрядовых игр часто черпались из общественной и семейной жизни человека, воспроизводились отношения между мужчиной и женщиной, сатирически изображалось поведение помещиков, купцов, чиновников, служителей церкви и т. п., примером могут служить украинские игры: "Млын", "Мать и дочки", белорусские - "Пан", "Староста", "Писарь", русские - "Скоморохи", "Игумен" и т. п.

Особый интерес представляла игра "Водитель барина". Она состояла из нескольких сцен: купли-продажи товара, суда и наказания. Действующими лицами были барин, купец с жеребцом. В этом случае драматическая игра эволюционизировала в малую народную драму - комедию. Аналогичный процесс наблюдается во многих действиях.

"Достойное место в народном театральном искусстве занимает любимое всеми представление с медведями - "Медвежьи потехи". Поводыри в течение многих веков бродили по дорогам России, были частыми гостями на скромных деревенских праздниках и городских ярмарках. Самыми первыми поводырями медведя были, скорее всего, "веселые люди" - скоморохи. Появление медведя всегда сопровождалось восторгом, восхищением и уважением. По языческим представлениям, медведь - родственник или даже прародитель человека. Верили, что священное животное имеет прямую связь с плодородием, здоровьем, продолжением рода, благополучием. Искусство поводыря заключалось не только в хорошей дрессировке животного, но и умение наполнять содержанием и определенным смыслом все движения медведя. Самые смешные моменты возникали от неожиданной трактовки медвежьих жестов, смелых сопоставлением людей [3], потому и получались то добрый юмор, а то и злая сатира. В "Медвежьих потехах" медведь играл роль человека, а наряженный человек, например, козу.

 

Игры:

'КОСТРОМУШКА" (любили играть и дети, и взрослые) .

Костромушка (женщина) садилась на лавку.

Группа играющих стучались к ней, как бы домой.

"Костромушка, Кострома, чи ты дома, чи нема?"

Стук, гряк в ворота, Костромушка дома?"

Костромушка "на печке лежит".

Группа играющих снова поет куплет и стучится.

Костомушка отвечает: "В погреб полезла".

На следующий раз говорит: "Ножку сломала и померла".

Играющие свершают потешный обряд похорон, несут

Костромушку хоронить за околицу. Кострома - символ постоянного перерождения.

 

"МЕДВЕЖЬИ ПОТЕХИ"

 

- Ну-ка, Мишенька, - начинает вожак, - поклонись честным господам, да покажи-ка свою науку, чему в школе тебя пономарь учил, да каким разумом наградил. Как красные девицы, молодицы, белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются. - Миша садится на землю, трёт себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш, - это значит, девица в зеркало смотрится.

ў А как бабушка Ерофеевна блины на масляной печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла, да от дров угорела.. Ах, блинцы, блины! - Мишка лижет себе лапу, мотает головой и охает.

ў А ну-ка, Михайло Иваныч, представьте, как поп Мартын к заутрене не спеша идёт, на костыль упирается, тихо вперёд подвигается, - и как поп Мартын от заутрени домой гонит, что и попадья его не догонит. -А как бабы на ' барскую работы не спеша бредут? - Мишенька едва передвигает лапу за лапой. ~ И как бабы с барской работы домой бегут? - Мишенька принимается шагать в сторону ў а нуте, Мишенька, представь, как толстый купец, напившись, сидит мало говорит, а только кряхтит. Мишка садится на землю, качается и стонет.

  
Наверх страницы