<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

Большая семья

Родовые отношения настолько сильны, что они сохраняются и до сих пор. Многими далекими родичами мы гордимся, чувствуем в реальной жизни их генетическую связь. Иногда так и говорят: "Похож на прадеда", "Вылитая бабушка". Известно, что именно семь поколений сохраняют память, генетические коды, зависят друг от друга. Всем было известно, что привычки, поступок, даже слово влияли на здоровье рода и старались необдуманно не говорить и не поступать.

Род-это такая форма общественного устройства, при которой вся жизнь отдельного человека определяется жизнью его рода - большой семьи, состоящей из нескольких поколений родственников. Они живут под одной крышей или в тесном соседстве, сообща трудятся и сообща потребляют продукты своего труда. Такие коллективы находились на полном самообеспечении. Земля и имущество находились в общей собственности членов рода. Бедность или богатство были делом неслыханным. Все продукты, вещи, орудия труда распределялись или готовились ровно по необходимости, Никто и никогда не был голоден и раздет, но и торговать с соседями или иностранцами необходимости не было.

К VIII - IX векам родовой строй у древних славян уходил в прошлое. Изменившиеся условия жизни, возросшая производительность труда привели к тому, что большая семья все чаще стала распадаться на малые, каждая из которых жила своим отдельным хозяйством. Появились города, где встречались и соседствовали не то что из разных городов, но даже из разных племен, а то и вообще "из-за моря" Усиливалось разделение на богатых и бедных. Род постепенно перестал быть главнейшим видом совместного проживания. В наше время отношения между людьми чаще появляются через дружбу, экономические или религиозные связи у русских хорошо развиты соседские отношения. И все-таки значение слова "родственник" не утратилось. Современные условия жизни заставляют снова обретать родственников и сообща заводить дело, это стало экономически выгодным и возможным и территориально, и по интересам, и экономически.

Крестьянская семья Прониных из деревни Липовцы Тотемского уезда Вологодской губ. 1905 г.

Особенный интерес всегда проявлялся к "большой семье" как результат разрастания или слияния малых семей. До сих пор еще не ясно, была ли "большая семья" прямым продолжением архаических традиций, или она сформировалась вторично под влиянием различных факторов: в условиях земельной тесноты, освоения новин, развития занятий параллельно земледельческим: отход, казачество, рыболовство, в условиях гнета.

Первоначальные описания патриархальной большой семьи в литературе появились в XIX в. о семьях однодворцев и удельных крестьян. Имеются описания о больших кровнородственных союзах - "печищах" - у русских на севере.

У восточно - славянских народов долгое время бытовала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям.

Отличительными чертами большой семьи являлись коллективное хозяйство и потребление, общее владение двумя или более самостоятельными парами. Восточные славяне знали различные наименования большой семьи: дом, двор, дворище, изба, печище.

Нераздельные семьи разных районов подчас существенно различались по своему составу. В центральной промышленной полосе существовали семьи более простого типа: родители с несколькими женатыми сыновьями или несколько женатых братьев со своими семьями, то есть семьи, где между членами существовало прямое кровное родство. Структура же семей земледельческих районов нередко была более сложной, так как семьи включали родственников и по боковой линии: двоюродных и троюродных братьев, племянников, принятых в дом зятей приемышей. Нередко встречались семьи женатых братьев с семьями замужних или овдовевших сестер.

Это различие состава семейных коллективов позволяет выделить так называемые "отцовские" и "братские" семьи. Классический тип "отцовской" семьи со всевластным большаком во главе. Такая семья состояла обыкновенно из деда, сыновей, внуков правнуков, и функции большака передавались по наследству от отца к сыну.

"Братские" семьи, где совместно жили женатые братья со своими детьми и внуками также известны восточным славянам. (Например: в XIX в. на Смоленщине жила семья Красноперовых: во главе стоял старший брат. Семья занимала 9 хат, составлявших отдельный поселок. Хозяйство, имущество и потребление продуктов в этой семье было общим).

Основной функцией большака (на большого или старшого) было управление хозяйством, деятельностью семьи, распоряжение трудом ее взрослых членов, главным образом мужчин. В некоторых случаях его власть была ограничена. Так, он считался с мнением семьи в вопросе о браке её молодых членов. При утрате главы семьи имущество переходило в распоряжение преемника, который был либо братом умершего, либо старшим сыном.

Наряду с большаком такую семью возглавляла старшая женщина (болыпуха или старшая). В ее ведении было домашнее хозяйство, которое вели женщины. Она была относительно свободной в своей хозяйственной сфере и нередко советчицей в делах мужа. Большак и большуха исполняли свои функции, как правило, пожизненно.

Вся жизнь, права, обязанности членов семьи были регламентированы традицией: за их исполнением следил глава семьи. В случае неповиновения кого-либо он мог применять наказания. Но непримиримые внутрисемейные разногласия, которые грозили развалом семьи или членовредительством, обсуждались общиной.

Наиболее обездоленными были родственники-сироты, особенно по боковой линии. Незавидной была и участь вдов и солдаток. Они жили в семьях мужей на правах подворниц (батрачек). Рекруты обычно вытеснялись из семьи и семейной доли братьями и по возвращении со службы не получали наследства.

Зависимыми от свекра, свекрови и других старших членов семьи были снохи. Они не только выполняли общую работу по дому, но и должны были заботиться об удовлетворении нужд своих детей и мужей. Их правовое положение обусловливалось имущественными правами. В семье имелось отдельное женское имущество, состоявшее из приданого и личных доходов от продажи каких-либо продуктов, обычно полученных в домашнем хозяйстве (молока, яиц, птицы). В собственности у женщин были также деньги и имущество, полученные в наследство. Из общесемейных средств на нужды снох и их детей ничего не тратилось. Женщины имели лишь пай из общего запаса шерсти, льна, конопли. Даже само приданое дочери нередко изготовят лось на "бабьи" заработки.

Для большой семьи было характерно так называемое примачество, когда при отсутствии сыновей принимали в дом примака. Были и другие приемыши дальних родственников - работники. Но это были явления позднего порядка связанные с ломкой патриархальных устоев большой семьи, с дифференциацией богатых и бедных семей, когда первые нуждались в рабочих руках, а последние продавали свою рабочую силу. Зять-примак, которым обычно становился бедняк или сирота, получал права на имущество тестя путем заключения договора на наследование имущества как сын, и на замещение поста главы семьи по смерти тестя. При жизни же тестя положение зятя было зависимым.

С развитием капитализма крестьянская семья претерпела существенные изменения. Немалую роль в этом сыграл отход крестьян в промышленные центры на заработки. Поколенный раздел большой семьи совершался постепенно: сначала по числу женатых мужчин, затем по числу мужчин вообще. При переходе к подушным разделам поколенный принцип раздела был нарушен окончательно. Это было одним из путей вызревания малой индивидуальной семьи. Основой ее образования было отдельное имущество - "особина", о которой уже говорилось. Постепенно исчезало общее хозяйство и общее потребление и вызревала власть мужа-отца в малой семье в противоположность власти большака в прежней патриархальной семье. Разделы больших семей происходили даже в старообрядческой среде.

Малая семья отличалась от неразделенных семей и своим внутренним строем. В семьях, состоящих из родителей и детей, взаимоотношения начинали строиться на более равноправных началах между всеми членами семьи. Разделение труда по полу сохранилось и в малой семье. Но иногда грани между "мужскими" и "женскими" работами стирались. При нехватке мужских рук женщины работали в поле и на сенокосе. Когда мужчины уходили на заработки, то многие их работы выполнялись женщинами.

С историей семьи тесно связана история терминов родства и свойства у восточных славян. До сих пор существуют многообразные понятия для обозначения родственников и свойственников: отец, мать, сын, дочь, брат, сестра, дед, прадед, бабушка, прабабушка, внук, племянник (родич, соплемянник), племянница, дядя, тетя, отчим, мачеха, пасынок, падчерица, невеста, жених, муж, жена, свекор, свекровь, сноха , невестка, тесть, теща, зять, жена дяди, деверь, золовка, жена деверя, шурин, свояк, свояченица, вдова.

Жизнь рабочей семьи целиком зависела от работы всех трудоспособных членов на производстве, что создавало почву для более равноправных взаимоотношений, нежели в крестьянской семье. Женщины зачастую работали наравне с мужчинами. Это особенно характерно для текстильщиков. Авторитет женщины в семье рабочего был много выше, чем женщины-крестьянки. В целом в рабочей семье отношения членов отличались большей простотой и развитым чувством равноправия и взаимопомощи, но и здесь продолжали бытовать пережитки патриархальных традиций.

Муж и жена, называемые в торжественных случаях супругами, имели множество и "других названий. Хозяин, супруг, супружник, мужик, большак, старшой, большой домакин, господарь, главатарь, отец, боярин, батько, батюшка, тятя, тато, сам-так - в разных обстоятельствах обращались жены к мужьям. Жену называли супругой, хозяйкой, самой, маткой. Иногда дополнялись названиями баба, женка. Мать называли мамой, матушкой, мамушкой, мамкой, родительницей. Отца сыновья и дочери чаще всего звали тятей, батюшкой (современное "папа" укоренилось сравнительно недавно). Неродные отец и мать назывались отчимом мачехой, а неродные дочь и сын - падчерицей и пасынком. Деда частенько называли "дедо", а бабушку - "баба". Дядюшку и тетушку племянники звали иногда божатом, божатком, божатушкой или крестным.

Сестра брата называла брателько, братья двоюродные называли друг друга побратимами, как и побратившиеся неродные. Побратимство товарищей с клятвенным обменом крестами и троекратным целованием было широко распространено и являлось результатом особой дружбы или события, связанного со спасением в бою.

Девичья дружба, не связанная родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестами. После этого подруг так и называли: крестовые. Термин "крестовая моя" нередко звучал в частушках. Побратимство и дружба обязывали, делали человека более осмотрительным в поведении.

Приведем еще несколько терминов родства:

Ребенок -робя, коробок, робятко, детино, чадо, дитя. Дочь-дочеръ, дщерь. Сын-сыновец, синовица (племянник или племянница по брату . Сыновка - жена сына (невестка, сноха). Брат - братана, братичка, братучада (дочь брата), братанич, брй-тич, братан (двоюродный брат), самобрат - родной брат. Брателъница - родственница. Братаниха - жена брата.

Сестра - сестрич, сестреница, сестричич - сын сестры, сестричка - дочь сестры, сестреница, сестрейка, сестрия - двоюродная сестра, сестрянка, сеструха, сеструша - двоюродная или внучатая сестра.

Дед - большой, лучший отец. Мать - болъшуха, старшая.

  
Наверх страницы