<< назад    содержание главы    вперед >>
 
  

В.БЕЛОВ. Семья

Семья для русского человека всегда была средоточением всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования.Все этические и эстетические ценности складывались в семье, усваивались человеком постепенно, с нарастанием их глубины и серьезности. Каждый взрослый здоровый человек, если он не монах, имел семью. Не иметь жены или мужа, будучи здоровым и в зрелых годах, считалось безбожным, т. е. противоестественным и нелепым. Бездетность воспринималась наказанием судьбы и как величайшее человеческое несчастье. Большая, многодетная семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением. "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына- сын", - говорит древнейшая пословица. В одном этом высказывании заключен целый мир. Три сына нужны, во-первых, чтобы двое заменили отца и мать, а третий подстраховал своих братьев, во-вторых, если в семье много дочерей, род и хозяйство при трех сыновьях не прервутся, в-третьих, если один уйдет служить князю, а другой богу, то один-то все равно останется.

Об отцовском доме до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимости "родной дом" находился в ряду таких понятий, как смерть, жизнь, добро, зло, бог, совесть, Родина, земля, мать, отец. Родимый дом для человека есть нечто определенное, конкретно-образное. Образ его не абстрактен, а всегда предметен, точен, индивидуален. Это чувство Должны дать, воспитать в семье каждому. Твой дом всегда отличается от других домов, и прежде всего, атмосферой в семье, нравственно-этическим обликом, привычками, традициями, характером.

Семья скреплялась нравственными авторитетами. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный глава семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственного авторитета вовсе не обязательно. Иногда таким авторитетом был наделен или дед, или один из сыновей, или болыпуха, тогда как формальное главенство всегда принадлежало мужчине, мужу, отцу, родителю.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность. Ругань, зависть корыстие не только считались грехом, они были просто невыгодны для любого члена семьи.

Любовь и согласие между родственниками давали начало любви и за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего собственных родных, трудно ждать уважения к другим людям, к соседям. Даже межнациональная дружба имеет свой исток - любовь семейную, родственную. Ожидать от младенца готовой любви нелепо, вначале его любовь не идет далее матери. Вместе с расширением физической сферы познания расширяется и нравственная. Ребенку постепенно становится жаль не только мать, но и отца, и сестер, и братьев, и бабушку с дедом, наконец, родственные чувства крепнут, что распространяется и на теток с дядюшками. Прямое кровное родство становится основанием родству косвенному, ведь сварливая, не уважающая собственных дочерей старуха не может стать доброй свекровью, как и из дочери-грубиянки никогда не получится хорошей невестки. Доброта и любовь к кровным родственникам становится обязательным условием, если не любви, то хотя бы глубокого уважения к родственникам некровным. Как раз на этой меже зарождаются роднички высокого альтруизма, распространяющегося за пределы родного дома.

Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Активное противодействие таким проявлениям характера не приносило семье ничего хорошего. Семья очень много времени тратила на то, чтобы уладить дела, потратить много здоровья, чтобы стерпеть, забыть обиду, ответить добром или промолчать.

Итак, формальная традиционная иерархия в русском семействе не всегда совпадала с нравственной, хотя существовало стремление к такому слиянию как к идеальному воплощению семейного устройства. Поэтому даже слабохарактерного отца дети уважали, слушались, даже не очень удачливый муж пользовался женским доверием, и даже не слишком толковому сыну отец, когда приходило время, отдавал негласное, само собою разумеющееся старшинство. Строгость семейных отношений исходила от традиционных нравственных установок, а вовсе не от деспотизма, исключающего нежность к детям и заботу о стариках.

Правильный образ семьи складывался веками, подтверждался жизнью, оставляя ее лучшие свойства. Так, она разрушалась или оказывалась неполноценной, если была недостаточно полной. То же происходило при излишней многочисленности, когда, к примеру, женились два или три сына. Семья становилась "неуправляемой", поэтому старший стремился отделиться от хозяйства отца. Мир нарезал ему землю из общественного фонда, а дом строили всей деревней, помочами.

Дочери, взрослея, тоже покидали отцовский дом. При этом каждая старалась выходить замуж раньше старшей сестры. ("Через сноп не молотят"). Дети в семье считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не испытавшие в детстве родительской семейной любви, с возрастом становились несчастными. Не зря вдовство и сиротство издревле считались большим и непоправимым горем. Обидеть сироту или вдову означало совершить один из самых тяжких грехов. Взрослея и становясь ноги сироты делались обычными мирянами, но рана сиротства никогда не зарастала в сердце каждого из них.

Внутренний строй семьи характеризовался, с одной стороны, сильным коллективным началом: общество, общие денежные средства, рациональное распределение хозяйственных обязанностей между всеми, с другой - чисто патриархальными автократическими порядками, ревностно охраняемыми главой семьи. Женщины беспрекословно подчинялись мужчинам. Особенно приниженное положение занимали снохи а также "примаки" - принятые в семью зятья. Относительно независимой в своей области была "большуха" - жена, отчасти делившая власть с мужем. Ярко выраженное авторитарное начало было особенно характерно для зажиточных семей городских купцов и сельских богатых семей.

По мере проникновения в быт крестьянства товарно-денежных отношений стремление к более демократическим внутрисемейным отношениям вступало в сложный конфликт с патриархальными традициями.

 

  
Наверх страницы