Начальная страница  |   Приложение   |   Список литературы   |  

Разработанный и апробированный курс <<Вместе к успеху>> является одним из личностно-ориентированных учебных курсов, помогающих школьникам научиться эффективному взаимодействию с людьми, а также получить ответы на вопросы о самом себе. Данное пособие предназначено для педагогов-психологов общеобразовательных школ и специальных учебных заведений. Представленные в нем методические приемы и подробные рекомендации способствуют повышению уровня социально-психологической адаптации учащихся.

Введение.

Системный кризис, переживаемый российским обществом, особенно болезненно отражается в судьбах молодых людей, делающих первые шаги по пути жизненного самоопределения. Наиболее активный период социализации современного молодого поколения (учащиеся 9-11-ых классов) происходит в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Отсюда растерянность и пессимизм одних, озлобленность и агрессивность других.

Не секрет, что процесс освоения индивидом ценностей, норм, установок, присущих данному обществу (социализация), начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни. Однако, не смотря на усвоение основных законов жизни общества, далеко не каждый человек реализует их принятыми в социуме способами. Это, в свою очередь, ведет к появлению такого понятия, как <<социально дезадаптированный человек>>. Таким образом, можно утверждать, что сама по себе социализация не обеспечивает адаптацию и, более того, успешность личности.

Конечно, проблема социальной адаптации личности не нова. На протяжении долгих лет различные школы психологии, философии и социологии пытаются ее решить. Учитывая опыт данных направлений показателями социально-психологической адаптации личности можно считать следующее:

  1. Адекватная система отношений и общения с окружающими;
  2. Адекватное оценивание себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
  3. Эмоциональная уравновешенность;
  4. Установки на успешное взаимодействие;
  5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
  6. Адекватный уровень притязаний;
  7. Мотивация достижения успеха;
  8. Умение строить жизненные перспективы и т.д.

В целом, социальная адаптация предполагает владение человеком определенными навыками и качествами, которые способствуют его успешному взаимодействию с социумом. С целью их формирования у учащихся 9-ых классов был разработан учебный курс <<Вместе к успеху>>.

Одним из главных оснований данного учебного курса является тот факт, что полученные знания без умения использовать их в личной жизни и профессиональной деятельности не способствует самоосуществлению и самосозиданию личности. В связи с этим акцент должен смещаться с простой передачи знаний на создание психолого-педагогических условий, при которых учебно-воспитательный процесс должен быть направлен в сторону ориентации на личность ученика, его индивидуальные способности, возможности, интересы. Это также обусловлено тем, что потребность в самопознании, самопонимании является особенно актуальной для подростков, поскольку в этот период наблюдается кризис рефлексии и сопутствующий этому кризису поиск ответов на вопросы о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития.

Программа курса <<Вместе к успеху>> состоит из 4 учебных разделов:

  • Эффективное общение - залог успеха.
  • Эмоциональная и волевая саморегуляция.
  • Мои сильные и слабые стороны.
  • Профессиональный успех.

Необходимо отметить, что процесс взаимодействия педагога-психолога с учащимися основывается на групповых методах работы, когда помощь исходит не от навязчивого взрослого, а от самих ребят - участников группового процесса. Это является более эффективным средством для решения многих психологических проблем подростков. Во время тренинга проблемы общения решаются каждым учащимся вместе со сверстниками как бы самостоятельно и независимо от организовавшего этот процесс психолога- педагога. Кроме того, в рамках данного учебного курса рекомендуется использовать метод конкретных ситуаций. Он более других методов способствует развитию у учащихся изобретательности, умения решать проблемы с учетом конкретных условий. С его помощью у подростков развиваются такие качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение коммуницировать, дискутировать, оценивать информацию, а, кроме того, он способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе.

Данное методическое пособие содержит программу курса, а также методические рекомендации для педагогов-психологов. Структура рекомендаций имеет следующий вид:

  1. Тема занятия.
  2. Цели занятия (сформулированные в виде результата учебной деятельности ученика).
  3. Рекомендуемая литература.
  4. Примерный ход занятия (с вопросами для размышлений и упражнениями).
  5. Контрольные вопросы.