назад содержание вперед | ||
Тема: Стратегия жизни человека. Личное и профессиональное планирование жизни.Сначала мы выбираем путь, потом он выбирает нас.
Словарик Стратег - в греч. Полисах военачальник, облечённый широкими военными и политическими полномочиями. В современном значении - полководец, руководитель военных операций. Стратегия жизни - это стратегия поиска, обоснования и реализации личности в жизни путём соотнесения своих жизненных потребностей с личной активностью, её ценностями и способом самореализации. Стратегия жизни - это принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к её воспроизводству и развитию. Стратегия жизни является некоторым универсальным законом, способом существования человека в различных сферах его жизни. ![]() &Тексты для анализа и размышлений "...ў Вот возьмите мистера Бетлера - ему сначала ни в чем не было удачи. Его отец был банковским кассиром, но прохворав несколько лет, умер от чахотки в Аризоне, так что мистер Бетлер остался совершенно один. Он поступил в типографию и на первых порах зарабатывал три доллара в неделю. А теперь у него тридцать тысяч годового дохода. Как он этого достиг? Он был честен, трудолюбив и бережлив. Он отказывал себе в удовольствиях, которые так любят молодые люди. Он взял себе за правило откладывать сколько-нибудь каждую неделю, ценою любых лишений. Конечно, он стал скоро получать больше трех долларов, и по мере того как увеличивался его заработок, увеличивались и его сбережения. Днем он работал, а после работы ходил в вечернюю школу. Он постоянно думал о будущем. Потом он стал посещать вечерние курсы. Семнадцати лет он уже был наборщиком и получал хорошее жалование, но он был честолюбив. Он хотел сделать карьеру, а не просто иметь обеспеченный кусок хлеба, и готов был на всякие жертвы ради будущего. Он решил стать адвокатом и поступил в контору моего отца рассыльным - подумайте! - на четыре доллара в неделю. Но он научился быть экономным и даже из этих четырех долларов ухитрялся откладывать. Мистер Бэтлер работал, по словам отца, с редкостным рвением и усердием. Он всегда отличался необычайной работоспособностью, никогда не опаздывал на службу, наоборот очень часто являлся раньше, чем было нужно. И всё-таки он ухитрялся экономить время. Каждую свободную минуту он посвящал учению. Он изучал бухгалтерию, научился писать на машинке, брал уроки стенографии и в уплату за них диктовал по ночам своему преподавателю, судебному репортёру, нуждавшемуся в практике. Он скоро из рассыльного сделался клерком и сумел стать в своём роде не заменимым. Отец мой вполне оценил его и увидал, что это человек с большим будущим. По совету отца он поступил в юридическую школу, сделался адвокатом и вернулся в контору уже в качестве младшего компаньона. Это выдающийся человек. Он уже несколько раз отказывался от места в сенате Соединённых штатов и мог бы стать, если бы захотел, членом Верховного суда. Такая жизнь должна всех нас вдохновлять. Она доказывает, что человек с упорством и волей может высоко подняться над своим окружением. ў Да, он выдающийся человек, ў согласился Мартин совершенно искренно. И всё же что-то в этом рассказе плохо вязалось с его представлениями о жизни и о красоте. Он никак н мог найти достаточного оправдания для всех лишних тягот, которые претерпел мистер Бэтлер. Если бы он это делал из-за любви к женщине или из-за влечения к прекрасному - Мартин бы его понял. Юноша, одержимый любовью, мог умереть за поцелуй, но не за тридцать тысяч долларов год! Было что-то жалкое, мелко-травчатое в карьере мистера Бэтлера. Тридцать тысяч долларов - это, конечно, не плохо, но катар и не способность радоваться жизни уничтожали их ценность. ў Знаете, - прибавил он, ў мне жалко его, вашего мистера Бэтлера. Он тогда был слишком молод и не понимал, что сам у себя украл всю жизнь ради этих тридцати тысяч, от которых ему теперь никакой радости. Сейчас уж он на эти тридцать тысяч не купит того, что мог тогда купить на свои отложенные 10 центов, - ну, там леденцов каких-нибудь, когда был мальчишкой, или орехов, или билетов на галёрку". (Джек Лондон. Мартен Иден. - М.,1986 ). 1.Проанализируйте жизненную стратегию мистера Бэтлера. 2.Какие принципы планирования карьеры и постановки карьерных целей он использовал. 3.К какой типологии относится карьера мистера Бэтлера. Моя жизненная стратегия. Большая цель достижима Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что ему делать и куда идти. И даже собрался заплакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, влез на большое дерево и увидел свой путь. Где нам найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни? Такое дерево есть - это наша большая цель. Но она должна быть действительно большой, как это дерево. А значит, лежать за пределами жизни. Большая цель - это цель, к которой можно прийти. Путь сильнее человека ў А что ты можешь? - спросил человек. ў Всё, - ответил джин. ў Вот гуляет собака. Разогни собачий хвост! Джин легко разогнул хвост, но тот снова загнулся крючком. Он снова разогнул его, а тот снова загнулся. И джин понял, что может не всё. Только тогда мы понимаем, что мы, собственно можем, когда понимаем, что именно мы не можем. Собачий хвост имеет скромный, но свой путь - знает, каким ему следует быть. Поэтому и оказался сильнее джина. Хотя джин сильнее человека, а человек сильнее собаки. Мы знаем, что легче просить за другого, чем за себя. Легче заснуть спокойно, если кто-то обещал сделать что-то вовремя. Многое легче, если за нашей спиной кто-то другой, более сильный и авторитетный. Этот кто-то - наш путь. Легенда о Диогене К Диогену ( ученик Аристотеля) пришел Александр Македонский. На вопрос царя: "Чем я могу тебе помочь?" - философ ответил: "У меня только одна просьба - отойди, ты заслоняешь мне солнце". Текст для самостоятельного анализа Цель "Люди живут, едят, любят, рожают детей, трудятся. Зачем? Гёте отвечал: "Чтобы пирамида моей жизни, основание которой было заложено ещё до меня, поднялась как можно выше". Попытаться сделать из своей жизни шедевр - занятие достойное. Вы молоды и только начинаете строить свою пирамиду на том фундаменте, что достался Вам в наследство. Я хотел бы уберечь Вас от повторения моих ошибок. Моя пирамида не стала всем тем, чем могла стать. Почему? Отчасти потому, что я потерял слишком много драгоценного времени. Да, я действительно много работал, но часто впустую. Сколько лекций, сколько путешествий отняли уйму времени, но не добавили в пирамиду ни камешка! Меня не упрекнешь ни в тщеславии, ни в корыстолюбии; всему виной моя чрезмерная любезность. Я не умел отказывать наотрез, а это единственный способ отказать. Я боялся огорчить, обидеть. Если Вы хотите создать нечто великое в литературе, науке, политике или промышленности, отдайтесь созиданию целиком и полностью. Выберите со всей ответственность точку приложения своих усилий, и, сделав выбор, будьте тверды, зорки, упорны. Понимаете? Главное не "преуспеть" в смысле "блистать". Это приложится - или не приложится - в зависимости от обстоятельств. Главное отдавать все силы избранному делу. В деревне, где я живу, есть фруктовый сад. Главный садовник не ищет славы и думает лишь о том, как вырастить яблоки, много вкусных яблок. Ему помогают обширные знания и большой опыт. Целыми днями он трудится, по вечерам читает специальные журналы, чтобы быть в курсе деятельности своих коллег, поддерживает с подчинёнными дружеские отношения, не переставая энергично руководить их работой. Он старается овладеть смежными науками. Например, он знает все об опылении цветов пчёлами, о роли насекомых, умеет предсказывать погоду. Лучшего садовода нельзя себе и представить. Делайте маленькое дело, но овладейте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому. В своей области Вы станете великим человеком". ( Андре Моруа. Открытое письмо молодому человеку о науке жить. - М., 1983 ) Контрольные вопросы:
а) цели и ценности человека; б) привычки и установки личности; в) потребности и мечты.
а) с анализом типичных ролевых позиций; б) с анализом требований общества по отношению к личности.
| ||