КОММУНИКАЦИЯ, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И PR
Вторая половина ХХв. - время информационного бума. Поток информации, получаемый из книг, журналов, газет, радио- и телевизионных рекламных роликов и не только, обрушивается на человека в повседневной жизни. Что-то усваивается человеком, что-то проходит мимо. И все-таки внимание человека является объектом конкуренции, в том числе и PR. Задача PR-специалистов - привлечь внимание аудитории, стимулировать интерес к содержанию сообщений, сформировать потребность и намерение действовать в соответствии с сообщением, направить действия тех, кто откликается на сообщение. Таким образом сделать процесс коммуникации более эффективным.
Коммуникация, как писал Уилбур Шрамм, - это то, что "совершается людьми. Сама по себе, без людей она не существует...Изучающий коммуникацию изучает людей, вступающих в отношения друг с другом. Они воздействуют друг на друга, информируют одних и являются информированными со стороны других...". Коммуникация - это двусторонний процесс обмена сообщениями, базирующийся на общепризнанных понятиях и обусловленный как содержанием взаимоотношений коммуникаторов, так и социальным окружением.
Сообщения посылаются с целью информирования, инструктирования, убеждения тех лиц, на которые рассчитаны сообщения. Процесс информирования содержит 4 стадии: 1. Привлечение внимания к данной коммуникации; 2. Обеспечение приема соответствующего сообщения; 3. Обеспечение надлежащей интерпретации сообщения; 4. Обеспечение запоминания сообщения в целях его последующего использования. Процесс инструктирования предусматривает еще одну стадию: 5. Стимулирование активного обучения и практических действий. Убеждение как процесс добавляет шестую стадию: 6. Восприятие изменения, т.е. готовности подчиниться желаниям или точке зрения отправителя сообщения.
Охарактеризуем элементы коммуникационного процесса.
Отправитель (источник) сообщения. Это центральный субъект, инициирующий коммуникационный процесс. У отправителя заранее складывается представление о том, как аудитория должна воспринять его сообщение, но это не значит, что адресат поймет источник так, как последнему хотелось бы. Это зависит от нескольких факторов, главными из которых являются качественные характеристики отправителя: статус, надежность, квалификация, а также ситуация, тема сообщения, время его обнародования, фактор кодирования информации.
Кодирование. Начальную идею отправителя необходимо перевести на язык коммуникации, т.е. язык, понятный для конкретной аудитории.
Сообщение. Оно включает несколько составляющих: и содержание информации (что сообщается), и среду (где и каким образом, какими средствами осуществляется коммуникация), и личность отправителя.
Декодирование. Переданное сообщение должно быть раскодировано, т.е. переведено адресатом на понятный ему язык. В данном случае большую роль играет язык, адресат должен полностью понять смысл сообщения, иначе отправитель не получит ожидаемых реакции, действий. Расшифровка, восприятие сообщения во многом обусловливается личностью адресата, его предвзятостью, которая объясняется действием нескольких факторов. Основные из них: стереотипы, символы (иконы, плакаты и т.д. могут выступать эффективными элементами убеждения), семантика (значение слова, одно слово может восприниматься людьми по-разному), давление группы (часто на решение человека оказывает группа, к которой принадлежит индивидуум), СМИ, барьеры на пути коммуникации (цензура, искажение информации о реальных событиях вследствие необходимости сжато сообщить о них, неточности, возникающие при попытке простыми словами изложить сложные проблемы и др.).
Получатель (адресат) сообщения. Процесс коммуникации не состоится, пока адресат не получит, и не декодирует сообщение. При этом реакция адресата может быть непредсказуема, сообщение может привести к различным последствиям: 1. Изменить установки, ориентацию человека на определенный объект (такое случается редко), 2. Кристаллизовать установки (аудитория была внутренне готова к такому поведению, не хватало внешнего толчка), 3. Вызвать сомнение, 4. Не вызвать никаких последствий.
Хотелось бы обратить внимание, что для процесса коммуникации особое значение имеет обратная связь. Отправитель должен знать реакцию получателя, чтобы убедиться, что информация дошла, насколько в искаженном виде, какую реакцию вызвала.
Содержание взаимоотношений. На процесс коммуникации также влияет тип отношений, сложившийся между коммуникаторами: близкие, интимные, формальные, враждебные, конфликтные и др.
Социальное окружение влияет на коммуникацию и испытывает ее влияние на себе. Социальные системы включают семьи, группы, организации, которые являются и производителями и продуктами коммуникации. При коммуникации мы постоянно апеллируем к социальному опыту, нормам, ценностям, учитываем экономические, политические условия.
Итак, проанализированные составные части коммуникационной модели устойчивы, органично связаны между собой и находятся в состоянии динамического развития.
Воздействия коммуникаций на общественное мнение уже давно являются объектом пристального внимания и изучения. Прежде всего влияют события, апелляция к личным интересам людей. Одним из наиболее существенных элементов влияния является принцип убеждения. Согласно теории Майкла Рэя, существует три закономерности относящиеся к убеждению:
Общественное мнение является мощной силой современного общества, поэтому важнейшая составляющая паблик рилейшнз заключается в том, чтобы профессионально работать с ним: 1. Убедить людей изменить свое мнение относительно проблемы, товара, организации; 2. Кристаллизовать мнение, не сложившиеся окончательно; 3. Усилить существующее общественное мнение.
На протяжении всего курса мы не раз говорили об общественном мнении, не рассматривая суть этого понятия. Обратимся же к этой проблеме.
В обобщенном виде понятие "общественное мнение" означает совокупность взглядов индивидов на определенную проблему. В этом понятии можно выделить две составляющие: общественность - группа людей, объединенных общим интересом в определенной области, и мнение - выражение установки человека относительно конкретного вопроса. Таким образом,
общественное мнение - это своеобразный консенсус, зарождающийся из совпадающих установок людей относительно проблемы.Специалистов по паблик рилейшнз интересуют такие характерные признаки общественного мнения, как
Направленность мнения, которая отражает общую качественную оценку проблему ("положительно - отрицательно - безразлично" или "да - нет" на вопрос анкеты).
Интенсивность мнения является показателем силы, какую оно приобретает (ответы респондентов на вопросы анкеты "полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен - абсолютно не согласен).
Стабильность мнения - длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств.
Информационная насыщенность указывает объем знаний людей об объекте мнения. Как следует из опыта, люди, наиболее информированные о проблеме, поступают предсказуемо.
Социальная поддержка является свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие из этой же социальной среды.
Общественное мнение - величина изменяющаяся, на него можно повлиять, поэтому специалисты по паблик рилейшнз постоянно отслеживают его состояние при помощи опросов общественного мнения, проводимых социологами и СМИ. Каждый PR-мен должен знать основы технологии изучения общественного мнения.
Одним из основных методов изучения общества является наблюдение. На данном методе строятся три наиболее распространенных типа PR-исследований.
Социологические исследования, задача которых - выяснить установки и мнения людей. Коммуникативный аудит, его задача - осмысление согласованностей, возникающих при коммуникации между руководством организаций и целевыми группами общественности. Неформальные исследования - методы, не требующие вмешательства в работу объектов исследования (накопление фактов, анализ их и др.).
Наиболее распространены в PR социологические исследования описательные ("снимок" определенной ситуации) и проблемные (разъясняющие каким образом сложилась ситуация). Социологическое исследование состоит, как правило, из 4 элементов: выборки, анкеты, интервью, анализа результатов.
Выборка - отобранная группа единиц опроса, призванная репрезентировать объект исследования, мнение которого стремится узнать исследователь. Выборка должна формироваться быстро, т.к. результаты исследования в экономической и политической сферах быстро устаревают. В процессе отбора выборки следует учитывать принцип соблюдения объективности и определить метод вероятностного отбора выборки, что обусловливает формирование двух основных методов отбора респондентов: случайного и неслучайного.
Случайный (стохастический) отбор. Существует 4 типа вероятностных выборок.
Неслучайный отбор имеет две разновидности: пригодные и квотные.
Анкета. При составлении анкеты необходимо придерживаться следующих правил:
Групповые интервью. Фокус-группы.
В практике PR фокусированные групповые интервью являются наиболее распространенной формой исследовательской работы для выяснения мнения людей по определенным проблемам (изучение привычек потребителя, оценка отношения людей к определенному объекту и др
.).При организации фокус-группы следует придерживаться следующих правил:
Обычно фокус-группа состоит из 6-12 человек, которых просят углубленно обсудить поставленную проблему. Обсуждение записывается на аудио- видеокассету, потом тщательно анализируется. Главная функция этого метода - предварительно выяснить проблему для ее дальнейшего изучения.
Заключительный этап исследования общественного мнения - анализ, при котором вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы. Их надежность зависит от обоснованности собранных данных, от погрешностей, возникающих в зависимости от объема выборки, удачной формулировки вопросов анкеты и т.д.
Погрешность выборки - это погрешность, возникающая вследствие того, что опрашиваются только избранные лица. Предельная погрешность свидетельствует о том, в каких пределах может отклоняться реальное мнение всех вероятных респондентов относительно какого-либо вопроса. Приведем таблицу стандартной предельной погрешности для выборки разного объема.
Стандартная предельная погрешность, %
Объем вы- борки |
процентное распределение ответов "да"/"нет" |
||||
50/50 |
60\40 |
70\30 |
80\20 |
90\10 |
|
50 |
14 |
14 |
13 |
11 |
8 |
75 |
11 |
11 |
11 |
9 |
7 |
100 |
10 |
9.8 |
9.2 |
8 |
6 |
200 |
7.3 |
6.9 |
6.5 |
5.7 |
4.2 |
300 |
5.8 |
5.7 |
5.3 |
4.6 |
3.5 |
400 |
5 |
4.9 |
4.6 |
4 |
3 |
500 |
4.5 |
4.4 |
4.1 |
3.6 |
2.7 |
600 |
4.1 |
4 |
3.7 |
3.3 |
2.4 |
700 |
3.8 |
3.7 |
3.5 |
3 |
2.3 |
800 |
3.5 |
3.5 |
3.2 |
2.8 |
2.1 |
900 |
3.3 |
3.3 |
3.1 |
2.7 |
2 |
1000 |
3.2 |
3.1 |
2.9 |
2.5 |
1.9 |
1100 |
3 |
3 |
2.8 |
2.4 |
1.8 |
1200 |
2.9 |
2.8 |
2.6 |
2.3 |
1.7 |
1300 |
2.8 |
2.7 |
2.5 |
2.2 |
1.7 |
1400 |
2.7 |
2.6 |
2.4 |
2.1 |
1.6 |
1500 |
2.6 |
2.5 |
2.4 |
2.1 |
1.5 |
1600 |
2.5 |
2.4 |
2.3 |
2 |
1.5 |
1700 |
2.4 |
2.4 |
2.2 |
1.9 |
1.5 |
1800 |
2.4 |
2.3 |
2.2 |
1.9 |
1.4 |
1900 |
2.3 |
2.2 |
2.1 |
1.8 |
1.4 |
2000 |
2.2 |
2.2 |
2 |
1.8 |
1.3 |
В теории и практики PR огромное значение имеет проблема группирования и идентификации общественности. Существует несколько классификаций групп общественности. Наиболее распространенная - деление общественности на две группы - внешнюю и внутреннюю. Внешнюю общественность составляют группы людей, непосредственно не связанные с организацией: пресса, государственные органы, клиенты и т.д. Внутреннюю общественность - группы людей, входящие в состав организации: работники акционеры и т.д.
Более плодотворной считается типологизация общественности, предложенная Джерри Гендриксом:
Практики PR общаются не с общественность вообще а с ее отдельными группами. При определении целевых групп ими используются разные подходы, перечислим некоторые из них.
Итак, главная особенность подхода специалистов по связям с общественностью заключается в том, чтобы установить, как люди включаются в ситуацию и как ситуация влияет на них.