Лекция 7. Внутренний мир личности и ее взаимоотношения с различными аспектами реальности

в повестях В. Быкова "Сотников", "Карьер"

Социально-исторические процессы ХХ века, во многом носившие трагический характер, породили сложный комплекс проблем, в нравственно-философский смысл которых пытались проникнуть русские писатели. Отсюда центром внимания русской литературы становится исследование судьбы нации и личности в трагический период Великой Отечественной войны. К произведениям о войне можно отнести экзистенциальные повести В. Быкова "Сотников", "Карьер", повесть В. Астафьева "Пастух и пастушка", онтологические повести В. Распутина "Живи и помни", А. Кондратьева "Сашка" и другие.

Суть художественной концепции В. Быкова в повести "Сотников" состоит в исследовании взаимоотношений человека и обстоятельств, связанных с ними проблем индивидуального нравственного выбора, самопознания и самоопределения человека на войне. С этой целью выбранный автором хронотоп пути неумолимо ведет героев к их последнему пристанищу в доме Демчихи и к той ситуации выбора, который они должны совершить.

Уже в экспозиции повести намечен контраст между героями повести Сотниковым и Рыбаком, который все более усиливается по мере развития сюжета. Так, Рыбака отличают физическая сила, хозяйственность, смелость, биологическое жизнелюбие (он думает о девушках, ему снится хлеб), в то время как Сотникова, наоборот, физическая слабость, равнодушие к себе, болезненность (не разжился полушубком, идет больной на задание). По-разному ведут они себя и в пути. Рыбак подбадривает Сотникова, делится с ним остатками хлеба, а все внимание Сотникова "сосредоточено лишь на том, чтобы не сбиться с шага, не потерять посильный ему темп". Это противопоставление в описании героев рождает иллюзию большей приспособленности к войне Рыбака, нежели Сотникова. Но В. Быкову важно проверить внутреннюю сущность своих героев, их дух и нравственный потенциал, которые и обусловливают тот или иной нравственный выбор.

И здесь герои представляются нам совсем в ином свете. Рыбак - выходец из крестьянской семьи. Для него характерно нравственное чувство, чувство долга, но эти положительные начала существуют в нем лишь на чувственном уровне, то есть они не стали сутью его индивидуальной этики, а потому непрочны и стихийны. Соединяясь с его биологическим жизнелюбием, с желанием выжить любой ценой, они и предопределяют его потенциальную возможность к предательству.

Рыбак не способен совершить жизненный выбор, так как его сознание недостаточно развито для этого, он не может осмыслить духовный опыт и поведение других людей, с которыми его сталкивала жизнь.

Сотников - интеллигент, до войны окончивший учительский институт. И его принципиальное отличие от Рыбака заключается в том, что он обладает гораздо более развитым сознанием, а отсюда и более сильным духом, духовной стойкостью. Эта разница и проявляется в экстремальной ситуации выбора. Рыбак, полный желания выжить, надеется преодолеть обстоятельства и поэтому вступает на путь компромисса с немцами (хитрит на допросах, надеется сбежать). Сотников внешне смиряется с обстоятельствами, так как понимает невозможность их предотвращения. Но внутренне он пытается найти в себе духовные силы, чтобы противостоять этим обстоятельствам нравственно. Духовную силу для этого противостояния он находит, прежде всего, в осмыслении нравственной сути поступков людей, с которыми сводила его жизнь. Сотников осмысливает как события из личной жизни (сцена с револьвером), так и нравственную этику других людей (сцена побега из плена, допроса Полковникова). Таким образом, автор показывает, что сила Сотникова заключается в способности к самоанализу, к рефлексии, с помощью которых у героя формируется своя система нравственных ценностей.

Вне этих личностных качеств, как показывает писатель, невозможно духовное преодоление обстоятельств. Размышляя над проблемой героизма и предательства, В. Быков утверждает необходимость индивидуальной духовной культуры и нравственности как той опоры, без которой невозможно нравственное существование человека. Личность, лишенная этих начал (Рыбак), не способна различить границы между добром и злом, поэтому в итоге компромиссного поведения она незаметно для себя оказывается на территории зла. Поведение Сотникова, его способность к самопожертвованию ("Если что-либо и заботило его в жизни, то это его последняя обязанность по отношению к оказавшимся сейчас рядом") не являются исключительными, такой же выбор совершили и белорусские крестьяне: староста, мать троих детей Демчиха.

Таким образом, можно сказать, что В. Быков в своей повести поднимается до философского осмысления войны, его интересуют не столько внешние обстоятельства войны, сколько психологическое состояние человека, борьба добра и зла в его душе. В. Быков утверждает необходимость духовного и нравственного самостояния как единственный путь преодоления бесчеловечных обстоятельств войны.

Продолжением экзистенциальной проблематики в прозе этого писателя является его повесть "Карьер". В отличие от повести "Сотников", здесь В. Быков выбирает предметом художественного анализа иной тип человеческого сознания, включенный в современность и историю. Изображение этих двух временных пластов указывает на то, что автор обращается к осмыслению основополагающих начал человеческого существования. Это проблемы нравственного выбора и сопряженной с ним моральной ответственности, памяти и долга, человека и истории, вечных духовных ценностей: любви, дружбы, сочувствия, сострадания.

Через сопоставление нравственного выбора героя и его поведения в обстоятельствах войны и в современной реальности, писатель определяет поведение человека в истории. Связь истории с современностью осуществляется в памяти героя. Именно память осознается В. Быковым как важнейшее нравственное начало, обеспечивающее связь времен и передачу духовного и нравственного опыта.

Фабула повести (приезд Агеева в местечко) открывает этическое состояние современности. Нравственная атмосфера середины 1980-х годов характеризуется отсутствием человеческой памяти: обращение Агеева к людям в поисках Марии не приносит результата (жители местечка забыли и не помнят Марию). Не внимает индивидуальным поискам Агеева и государство, которое не дает вразумительных ответов на его запросы. Боятся раскопок Агеева люди, подобные Козловой и Евстигнееву. Даже сын не понимает отца. Все это указывает на отсутствие духовных связей между поколениями, на духовную отчужденность между ровесниками.

В этой ситуации Агеев вынужден самоопределиться, совершить свой нравственный выбор: либо смириться с всеобщим состоянием забвения и прекратить раскопки, либо выбрать позицию экзистенциального противостояния, сохранив память об истории, продолжить раскопки. Агеев выбирает второй путь. Мотивы этого выбора кроются в прошлом Агеева, в осознании героем чувства вины перед Марией.

Таким образом, совершая правильный выбор в современности, герой тем самым как бы стремится исправить тот ошибочный нравственный выбор, который совершил в 1940-е гг. Однако В. Быков показывает неслучайность того выбора, так как на него оказало влияние множество факторов. Среди них и психологическая атмосфера 1930-х гг., приучившая Агеева к слепому подчинению, недоверию к людям, и экстремальные обстоятельства военных лет, и личностная незрелость самого Агеева. Те же обстоятельства вынуждают Агеева подписать записку о сотрудничестве с полицией, хотя он и не собирается предавать. Недоверие к людям, которое нес в себе Агеев (недоверие к Барановой, к врачу), оборачивается недоверием к нему однополчанина Молоковича и подпольщиков. И в этой ситуации всеобщего недоверия он встречается с Марией, подарившей ему любовь - высшую форму доверия между людьми. Но Агеев не сумел оценить этого чувства Марии, и он отправляет ее со взрывчаткой на станцию, пытаясь вернуть утраченное доверие товарищей по оружию. Тем самым он выбирает сиюминутное утверждение, принеся в жертву свое счастье. Это и дано ему осознать в конце жизни, это и заставляет его вести раскопки как в карьере реальном, так и в карьере собственной памяти. Таким образом, мы видим, что поведение человека в истории зависит от характера его нравственной ориентации. Человек может и ошибиться (Агеев в ситуации 1940-х гг.), может и подняться до осознания своей ошибки и необходимости поиска нравственной истины (Агеев в ситуации 1980-х гг.).

Агеев не находит в карьере ни подтверждения своей версии, ни ее опровержения, зато ему дано прозрение нравственной вины. В свое время "он заплатил ею (Марией - С.М.) и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления". Таким образом, по мысли В. Быкова, поиск нравственной истины о себе, истории, времени необходим в любых обстоятельствах. Это очищает человеческую душу и не дает забывать о вечных человеческих ценностях и историческом самосознании человека.