Природа религии - чувство

Именно чувство, по Шлейермахеру, есть та "самобытная область"140, в которой надо искать и полагать природу религии. Объектом религиозного чувства выступает "универсум", то есть весь природно-социальный мир141, который отождествляется с Богом. "Ваше чувство, - пишет Шлейермахер, - поскольку оно <...> выражает ваше собственное бытие и жизнь, равно как общее бытие и жизнь вселенной - поскольку вам даны отдельные его моменты, как действие в вас Бога через посредство действия на вас мира, - вот ваша религиозность"142. При этом "нет чувства, которое не было бы религиозным"143, ибо в чувстве индивид входит в непосредственное иррациональное соприкосновение с бесконечным, всеобщим, что и есть религия. Шлейермахер прямо утверждает, что "все здоровые чувства религиозны или, по крайней мере, должны быть таковыми, чтобы не быть болезненными"144.

В религии человек непосредственно ощущает (переживает) причастность всего конечного (временного) бесконечному (вечному, божественному). Только религия (и в этом её подлинное значение) даёт человеку возможность непосредственно ощутить, что "всё конечное существует лишь в бесконечном и через него, всё временное - в вечном и через него"145. Шлейермахер пишет: "Искать и находить это вечное и бесконечное во всём, что живёт и движется, во всяком росте и изменении, во всяком действии, страдании, и иметь и знать в непосредственном чувстве саму жизнь лишь как такое бытие в бесконечном и вечном - вот что есть религия"146. Религия, таким образом, - это "жизнь в бесконечной природе целого, во всеедином, в Боге, - жизнь, обладающая Богом во всём и всем в Боге"147. Как видим, позиция Шлейермахера - чисто пантеистическая.

Весь мир предстаёт в такой пантеистической системе как непосредственная "данность"148. Мир (Бог) дан человеку в чувстве, которое предшествует любому отношению человека к миру: сначала мир должен быть дан, и лишь потом может возникнуть то или иное (теоретическое, практическое) отношение к нему.