Предпосылки философии религии Шлейермахера

В работе "Речи о религии к образованным людям, её презирающим" определены те предпосылки, которые, собственно, и вызвали необходимость создания Шлейермахером философского учения о религии. Вот как сам Шлейермахер определяет эти предпосылки.

Во-первых, в образованном обществе имеет место негативное или равнодушное отношение к религии, что заставляет Шлейермахера, как человека религиозного, обратить пристальное внимание на эту ситуацию. При этом он подчёркивает, что обращается со своими "речами" не ко всем людям, "презирающим" религию, а только к самым "образованным" из них, подразумевая прежде всего романтиков - наиболее просвещённых людей своего времени. Будучи ближайшими восприемниками просветительской культуры (и в то же время - её критиками), они унаследовали и антирелигиозный настрой этой культуры135. Просвещение задавало критический настрой в отношении религии, полагая её, по большому счёту, излишним элементом культуры136. Романтики считали, что в религии и о религии уже нельзя сказать ничего "нового"137, а потому религия оказалась вне романтических преобразований и вообще вне всякого внимания138.

Во-вторых, причиной такого неадекватного отношения "образованных людей" к религии является их заблуждение по поводу её действительной сущности. Религия в их глазах выступала или как метафизика, или как мораль. Обе эти точки зрения на природу религии, по Шлейермахеру, являются ложными; они замыкают религию в границах какой-то одной сферы духовной деятельности человека, будь то область теории (метафизики) или область практики (морали). Шлейермахер же считает, что религии принадлежит особая, собственно религиозная область деятельности духа, которую надо отличать и от "рациональной теологии", и от этики. В этих последних религия может себя выражать, но не может быть к ним сводима. Более того, метафизика и этика не самодостаточны и потому требуют для себя некоего внешнего основания, каковым и должна выступать религия. Если исходить из "рациональных" и "моральных" представлений о религии, тогда презрительное отношение к ней, характерное для "образованных людей", имеет для себя вескую причину. Однако такого неадекватного отношения к религии можно избежать, если отказаться от этих ложных представлений, заменив их таким взглядом, согласно которому религия получала бы право на самостоятельность в сфере человеческого духа.

Следовательно, в-третьих, чтобы изменить неадекватное отношение к религии, сложившееся на основе ложного её понимания, надо дать правильное понятие о ней. Только в этом случае религия сможет занять подобающее ей место в романтической идеологии. При этом, по мнению Шлейермахера, требуется существенно изменить ту форму, в которой религия существует и воспринимается, иначе говоря, избавить религию от метафизических и моральных наслоений. Чтобы снять негативные результаты искажённого восприятия религии в современной ему культуре, Шлейермахер стремится быть прежде всего реформатором - не столько в области философии культуры или философии религии, сколько в области самой религии139.

Итак, провозглашая своей целью оправдание религии, Шлейермахер не столько исследует религию как объективную духовную реальность, сколько конструирует её, дабы она могла вместиться в культурный контекст романтизма (сам же указанный контекст критике не полежит). При этом, с одной стороны, религия приобретает культурную самостоятельность и даже некую субстанциальность, но, с другой стороны, эта самобытность религии утверждается за счёт её отрыва от метафизики и морали, путём редукции к чистому чувству.