Философия религии и религиоведение

Религиозная философия религии возникает на пересечении философии религии и религиозной философии, являясь их произведением. Следовательно, всякая философия религии обязательно должна иметь религию своим предметом, но может (в том случае, когда она - религиозная философия религии) иметь её и в качестве мировоззренческой предпосылки. Всякая религиозная философия обязательно должна иметь религию своей мировоззренческой предпосылкой, но может (в том случае, когда она - религиозная философия религии) иметь её и в качестве предмета исследования. Религиозная философия религии имеет возможность быть причастной религиозному опыту и в то же время делать этот опыт предметом собственной рефлексии. При этом религиозная философия религии не совпадает с теологией, поскольку последняя обращена не столько на религию как специфическое взаимоотношение со специфическими объектами, сколько на сами эти объекты, представляя собой само это отношение (то есть являясь религией и, следовательно, предметом философии религии).

Изучение религии научными средствами может осуществляться двояким образом: либо такое исследование выступает в виде составной части той или иной конкретной науки (например, как такой раздел психологии, в котором изучаются религиозно-психологические факты), либо оно оформляется в качестве самостоятельной полидисциплинарной научной программы на основе единства изучаемого предмета (религии). С одной стороны, всякая частная наука, соблюдая "чистоту" своего метода и тем самым обеспечивая однотипный познавательный взгляд на реальность, может включать в себя религиоведческий раздел (исходя из того, что религия есть один из элементов реальности, подлежащей изучению). С другой стороны, религиоведение как отдельная научная дисциплина, скреплённая единством своего предмета, состоит из различных разделов, в каждом из которых предмет описывается с какой-либо одной стороны (таким образом, в процессе познания этого предмета последовательно применяются различные частно-научные исследовательские подходы). Так, например, история религий существует и как особый раздел истории вообще, и как исторический раздел научного религиоведения.

Можно выделить следующие разделы научного религиоведения:

а) история религии;

б) социология религии;

в) психология религии;

г) феноменология религии.

Изучение религии силами и средствами науки (в её светском понимании) страдает рядом существенных недостатков, заложенных в самой сущности классической науки. Традиционный научный подход (в том числе и в области религиоведения) требует объективности, а значит известной отстранённости исследователя от своего предмета. "Независимость" обращается в лучшем случае непониманием, в худшем - отрицанием реальности самого предмета изучения. Кроме того, наука сосредоточена прежде всего на регистрации, описании и систематизации внешних (эмпирически данных) форм религиозной жизни, не задавая вопросов ни о сущности религии, ни об истинности её существования, а часто даже и не определяя её (обращаясь за этим определением к философии). Тем не менее, научное познание религии претендует на звание религиоведения в истинном смысле, склоняя к своей исследовательской парадигме даже некоторые философские направления (что видно на примере позитивизма, марксизма, феноменологии). Наука в её классическом виде избегает метафизических вопросов; она не спрашивает, как возможна религия (или почему она необходима); она рассуждает о природе и происхождении религии только при условии допустимости сведения "сверхъестественного" к "естественному". Эта позиция запрограммирована общим уходом европейской культуры от метафизики и мистики к позитивной науке и феноменологии, вполне утвердившимся в своей очевидности и "необратимости" к середине XIX века. Примерно в это время, в силу ряда перечисленных ниже условий, религиоведение и начинает оформляться в отдельную научную дисциплину15.

1) Первым условием такого оформления было свершившееся обособление философии (в том числе и философии религии) от теологии. Долгое время господствовавший чисто теологический подход к описанию религии не предполагал исследовательского выхода за пределы конфессиональности и потому делал недоступным понятие о религии вообще, которое заслонялось понятием об истинной религии. По сути такое религиоведение могло быть только положительной апологетикой. Единственным стимулом для развития религиоведческого знания в этих условиях были ереси, которые сигнализировали о недостатках и упущениях церковной доктрины и мотивировали процесс совершенствования догматического учения. "Когда христианское человечество, - писал Н. А. Бердяев, - жило ещё непосредственно в органическом укладе и в традиции, когда не возникало ещё познавательной рефлексии, время для науки о религии ещё не наступило"16. К тому же, существовало не только внутреннее отсутствие потребности в исследовании (как выражение "органичности" существования), но и внешний барьер для такого исследования (каноничность). С наступлением эпохи секуляризации культуры возникла теоретическая база для развития "независимой" науки о религии, и база эта подготавливалась прежде всего философами (Спиноза, Юм, Кант, Гегель, Шлейермахер и др.). К сожалению, указанная независимость от теологии вылилась в независимость от религии, в упоминавшийся уже "дурной" объективизм, в полную отстранённость от предмета исследования. Такая позиция часто порождала, условно говоря, отрицательную заинтересованность исследователя. Наука о религии в XIX веке, по словам Н. А. Бердяева, совсем не была беспристрастной, она находилась во власти отрицательной апологетики, "апологетики неверия"17. Так утверждалось первое условие для возникновения научного религиоведения: философия, накопив значительный опыт объективистской критики религии и теологии, заложило основу для полного отстранения науки от религии, для завершения перехода от апологетического религиоведения через критическое к отрицательному.

2) Второе условие для возникновения науки о религии - расширение теоретического и культурно-исторического кругозора наук о человеке. Наряду с господствовавшей до этого политической историей появляется история культуры (начиная, видимо, ещё с Вольтера), которая, помимо судьбы династий и государств, вводит в область своего внимания и общественные отношения, и прогресс материальных условий жизни народов, и развитие наук и искусств, и историю взглядов, мнений, убеждений. Духовная жизнь (и не только европейских народов) становится предметом гуманитарного исследования.

3) Этот свежий теоретический интерес к духовной (культурно-исторической) стороне жизни человечества остался бы во многом неутолённым, если бы не многочисленные географические и этнографические открытия, давшие европейцам огромный познавательный материал (сведения о фольклоре, мифологии, суевериях, обычаях и обрядах многочисленных народов). Таково третье условие появления науки о религии. Инициатором работы по отбору и систематизации эмпирического материала для научного религиоведения был Макс Мюллер, заложивший основы сравнительного метода изучения религии18.

Указанные три условия оформления религиоведения как науки можно обозначить как методологическое, теоретическое и эмпирическое.

Религиоведение до сего времени так и не оформилось в единую научную дисциплину, существуя как полидисциплинарный исследовательский комплекс. Остаётся невозможным даже более или менее чётко определить религиоведение как специфическую научную "отрасль". Отсутствует единая программа исследований и общая методология. Не определены в достаточной степени вопросы демаркации между религиоведением как наукой и иными гуманитарными дисциплинами19. Ослаблены связи между философией религии и научно-религиоведческим комплексом20; наука и философия всё больше замыкаются каждая в своей области21.

Религиоведческая наука страдает серьёзными недостатками, которые присущи ей генетически. Провозглашая "незаинтересованность" в своём предмете, наука, не способная совершенно избавиться от мировоззренческих корреляций, исходит из некоторых априорных (до-опытных) постулатов и предубеждений, так или иначе задающих конечный результат исследования. Главный из них - изначальная убеждённость в "неистинности" религиозного опыта. Отсюда и задачей религиоведения провозглашается объяснение того, что на самом деле скрывается под именем религии. Поэтому наука о религии и превращается в "отрицательную апологетику", переводя отстранённую незаинтересованность на словах в заинтересованную борьбу на деле. "С научным исследованием религии, - писал Н. А. Бердяев, - произошло удивительное явление. Религиозную жизнь начали научно исследовать после того, как перестали верить в её реальность22". Такой разрыв между изучаемым явлением и изучающим его человеком, конечно, должен быть преодолён. Один из наиболее известных современных исследователей религии и религиозной философии С. С. Хоружий пишет: "Постмодернистская тяга сравнивать и монтировать всё со всем, не принадлежа ничему, несёт в себе больше пустоты, чем широты, и больше тривиального верхоглядства, чем "объективности" и "научности". Лишь войдя глубоко внутрь традиции (не усыпляя при этом разума!), сможешь увидеть её истинное соотношение с другими - ибо станешь способен отличать важные, настоящие сходства и различия от внешних, малозначащих или вообще кажущихся"23. Становление так ориентированной религиоведческой программы остаётся насущной задачей нашего времени.