1.1. Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс (УМК) «Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании» входит в состав комплекта учебно-методических материалов по программе повышения квалификации «Информационные технологии в образовании», адресованной работникам сферы образования по направлению «Информационно-коммуникационные технологии».
Комплекс ориентирован на изучение теоретических вопросов, связанных с характеристикой ИКТ, рассмотрением их дидактических свойств, организацией и проведением занятий на основе ИКТ с разными категориями обучающихся.
Модульная структура организации материала позволяет адаптировать ресурс к различным целевым группам слушателей, желающим расширить свой кругозор или повысить свою квалификацию в рамках данного направления. Материал курса окажется полезным педагогам, методистам, административным работникам, работающим в традиционной системе образования и с использованием дистанционных образовательных технологий, а также студентам различных педагогических специальностей.
Учебно-методический комплекс включает рабочую программу, электронное учебное пособие, тестирующую систему. Основу УМК составляет электронное учебное, представленное в сетевом варианте.
1.2. Цели и задачи
Основная цель – формирование у слушателей теоретических представлений о дидактических функциях ИКТ и возможностях их применения в образовательном процессе с разными категориями обучающихся.
В связи с этим, основными задачами являются:
- раскрыть понятия, связанные с информатизацией, в том числе информатизацией образования;
- познакомить с основными направлениями информатизации системы образования;
- познакомить с разнообразием современных информационно-коммуникационных технологий и их дидактическими возможностями;
- показать преимущества использования ИКТ в педагогической деятельности;
- раскрыть механизмы мотивации к применению ИКТ у обучающихся;
- познакомить с факторами, влияющими на развитие мышления, творческих способностей у обучающихся.
Основными объектами изучения являются:
- информационно-коммуникационные технологии;
- образовательный процесс на основе ИКТ.
В результате изучения материала слушатели должны иметь представление:
- об информатизации системы образования;
- о разнообразии ИКТ и их дидактических функциях;
- о возможностях использования педагогами ИКТ в профессиональной деятельности;
- о способах формирования мотивации обучающихся к использованию ИКТ;
- о влиянии современных ИКТ на развитие способностей обучающихся.
В результате изучения материала слушатели должны уметь:
- раскрывать механизмы, лежащие в основе информатизации системы образования;
- планировать разные типы занятий с использованием ИКТ.
1.3. Содержание деятельности слушателей
Познавательная деятельность слушателей предполагает:
- знакомство с направлениями информатизации системы образования;
- знакомство с основными видами ИКТ;
- изучение механизмов мотивации к применению ИКТ у обучающихся;
- анализ факторов, влияющих на развитие мышления, творческих способностей у обучающихся.
2.1. Сетевое учебное пособие
2.1.1. Содержание программы сетевого учебного пособия
Введение
Тема 1. Информатизация системы образования
Основные понятия, связанные с информатизацией образования.
Направления информатизации образования.
Контрольные вопросы
Тема 2. Обучение на основе информационно-коммуникационных технологий
Общая характеристика информационно-коммуникационных технологий.
Принципы обучения на основе информационно-коммуникационных технологий.
Контрольные вопросы
Тема 3. Дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий
Дидактические свойства и функции информационно-коммуникационных технологий.
Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие творческих способностей обучающихся.
Влияние информационно-коммуникационных технологий на психологическое состояние обучающихся.
Формирование мотивации обучающихся к применению информационно-коммуникационных технологий.
Контрольные вопросы
Заключение
2.1. 2. Описание содержания сетевого учебного пособия
Сетевое учебное пособие «Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании» включает введение, 3 темы и заключение.
Во введение рассматривается необходимость пересмотра форм и методов организации учебного процесса в системе образования на основе включения ИКТ.
Первая тема посвящена вопросам информатизации системы образования и основным его направлениям.
Вторая тема посвящена знакомству с основными видами информационно-коммуникационных технологий и принципами обучения, лежащими в основе проведения занятий с использованием ИКТ.
Особое место в курсе занимает 3 тема, в которой рассматривается влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие личностных особенностей обучающихся, на психологическое и эмоциональное их состояние, на механизмы формирования мотивации как обучающихся, так и педагогов к использованию ИКТ в традиционной системе образования. Материал темы подробно знакомит с дидактическими возможностями ИКТ, их преимуществами по сравнению с традиционными технологиями обучения.
2.2. Тестирующая система
Тестирующая система УМК, в отличие от самостоятельных тестирующих программ, интегрирована с теоретическим материалом и связана с учебным пособием гиперссылками. Выполнение тестовых заданий дает возможность самостоятельно проверить и оценить приобретенные знания, обнаружить имеющиеся пробелы и сделать собственные выводы.
При разработке тестов использованы различные типы тестовых заданий:
- тесты единственного выбора,
- тесты множественного выбора,
- тесты на восстановление соответствия.
Тестирующая система УМК включает тестовые задания по содержанию 3-х тем учебного пособия. По результатам тестирования слушатель получает оценку по 100 балльной шкале.
Рекомендуемая литература (основная)
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991. – С. 346.
2. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация: Учеб.-мет. пособие в помощь авт. и ред. – М.: Логос: МГУ печати, 2000. – 255 с.
3. Дистанционное образование в России: постановка проблемы и опыт организации / Сост. Овсянников В.И. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. Шолохова, 2001. – 185 c.
4. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. – Томск: Изд-во: Том. ун-та, 2003. – 106 с.
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
6. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): Астрахань: ЦНТЭП, 1999. – 364 с.
7. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. – http://scholar.urc.ac.ru:8002/courses/Manual/index.html.ru
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; Под ред. Е.С. Полат – М.: Изд. Центр Академия, 2001. – 272 с.
9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973.
10. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной мотивации. – М., 1989.
11. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий/ Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г. и др. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – 86 с.
12. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. – М., 2000. – С. 66.
13. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 437 с.
Руденко Татьяна Владимировна – кандидат педагогических наук, ст. преподаватель физического факультета, директор Регионального центра дистанционного образования Томского государственного университета.
Руденко Т.В. – автор-разработчик ряда электронных образовательных ресурсов, имеющих авторские свидетельства Российского Агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент) об официальной регистрации программ для ЭВМ на электронные обучающие программы: «Клеточная биология» – № 2002611499 от 28 августа 2002 г., «Основы классической экологии» – № 2002611985 от 25 ноября 2002 г., разработчик курсов «Фонетика современного русского языка» – № 2002611498 от 28 августа 2002 г., «История России (с древнейших времен до начала XX в.)» – № 2002611500 от 28 августа 2002 г., «Введение в общее землеведение» – № 2002611993 от 25 ноября 2002 г., «Технологии дистанционного обучения» – № 2002611995 от 25 ноября 2002 г., «Государственные и муниципальные финансы» – № 2002612004 от 25 ноября 2002 г., «Принципы и технологии создания электронных учебников» – № 2003612052 от 04 сентября 2003 г.
Руденко Т.В. разработаны курсы лекций по дисциплинам «Технологии ОДО», «Применение интернет-технологий в учебном процессе», «Исследовательские методы в образовании».
Научная работа Руденко Т.В. определена в соответствии с тематикой Министерства образования и науки Российской Федерации, представленной в ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды», «Развитие научного потенциала высшей школы (2006–2008 годы)», ФЦП «Развитие образования». Результаты научной и научно-методической работы Руденко Т.В. отражены в более чем 30 опубликованных работах.