3.4. Формирование мотивации обучающихся к применению информационно-коммуникационных технологий

3.4.1. Формирование мотивации к учению

В результате изменений в системе образования происходит смеще­ние образовательных аспектов с усвоения основ наук на раз­витие личности обучающихся. Изменяются учебные программы, функции педагогов, средства обучения, подходы и методы к организации образовательной деятельности. Основными задачами, например школьного образования, становятся – учить не столько фактам, теории, сколько общим методам мышления, повышать развивающий эффект обучения, способство­вать развитию познавательной деятельности школьников [34]. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов – мотивационный. Рассмотрим осуществление данного этапа на примере системы общего образования.

Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную де­ятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности.

Мотивация – это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения [34].

Мотивируя ребенка к учению, педагогу важно особое внимание обращать на такие психологические факторы, как способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмысливать, запоминать и т.д.

Учение, как утверждает Н.Ф. Та­лызина, может иметь для ученика разный психологический смысл: может отвечать познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэто­му в обучении надо идти от мотивов – к целевым задачам, а от целевых задач – к их содержанию.