Заключение

Итак, образование занимает ключевое место в информационном обществе, являясь основным ресурсом его развития.

Образование находится на острие вызовов современности. Выработка путей долгосрочного и последовательного разрешения глобальных проблем современности невозможна исключительно на уровне политических решений.  Они могут быть сняты посредством формирования социальной компетенции личности, что составляет одну из основных задач  образования в условиях становления информационного общества.

Образование ориентируется как на реалии социокультурной ситуации, так и на перспективу формирования социальных приоритетов и диспозиций. Образование нацелено  на выполнение социального заказа и стоит перед необходимостью вести продуктивный и эффективный диалог с различными социальными слоями и культурными практиками. Таким образом, к базовым задачам современного образования относится задача достижения открытости и доступности образования обществу.

Меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Это утверждение базируется на изменении отношения к человеку как сложной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. Критерием реализации новой образовательной модели становится опережающее отражение или степень «познания будущего». В новой образовательной парадигме обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Переориентация целей образовательного процесса сопровождается сменой его модели. На смену предметно-онтологической модели обучения повсеместно приходит гносеологическая модель, при которой основу предмета учебной дисциплины составляет методология и история изучаемой науки, ее познавательные средства и технологии.

Становление новой образовательной парадигмы предполагает решение ряда основных противоречий между развивающейся культурой и традиционным способом образования человека, между целостностью культуры и отраслевым принципом ее представления через множество предметных областей в образовании. Традиционная образовательная система основывается на передаче готового знания, отчужденного от динамики развития культуры, отчужденного от жизни личности и социума. Она не учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире.

Одной из ведущих мировых тенденций, направленных на решение этих противоречий, является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества и может рассматриваться как рациональный синтез всех известных форм образования.

Центром образовательного пространства становится формирование творческой, инициативной личности, способной к эффективной деятельности, в соответствии с чем складывается внутренняя логика самодвижения субъекта образовательного процесса и определяется значимость знаний, умений, навыков. Изменяется содержание образования, в рамках которого знание выступает не в прежней форме – гносеологического образа  действительного мира, подлежащего преобразованию со стороны  субъекта, а скорее – как сопринадлежность и сопричастность субъекта познания познаваемому миру, в их диалогическом сосуществовании, требующем взаимного изменения друг друга.

Образовательная система представляет собой приоритетный «механизм», с помощью которого необходимо за два, максимум три поколения изменить культуру и сознание населения планеты, переориентировав их на цели устойчивого развития – приоритета информационного общества. Новая научно-образовательная система наряду с другими формами духовно-культурной сферы – это база информационного общества как основанного на знаниях и как «самообучающегося».