Человек, который почувствовал ветер перемен,
должен строить не щит от ветра,
а ветряную мельницу.
Стивен Кинг  
                                                                            

Введение

В современной культуре образовательная проблематика является одной из ключевых. Это обусловлено множеством причин, прежде всего, изменением характера современной культуры и трансформациями, которые происходят в современном образовании.

Последние десятилетия ХХ века и начало XXI столетия отмечены событиями, существенным образом трансформировавшими современную социокультурную реальность. Речь идет об активном внедрении в жизнь общества новейших информационных технологий, о формировании мироощущения особого типа, концептуализированного в ряде философских, социологических, литературоведческих и культурологических теорий. Под влиянием процессов информатизации, внедрения информационно-коммуникационных технологий перестраиваются привычные схемы социального взаимодействия, изменяются многие аспекты личной жизни человека.

 Современное состояние общества является воплощением определенных фундаментальных идей, лежащих в основе цивилизационного подхода к организации отношений в мире людей. Он имеет определенные преимущества и недостатки, изучению которых посвящены серьезные научные монографии и статьи. Всю историю развития мировой культуры можно рассматривать как единый коммуникационный процесс, основанный на воспроизводстве трансляционных механизмов, способствующих развитию духовных и  интеллектуальных сил нации, культурной общности, этноса. Информационное общество является лишь одной из возможных моделей социокультурной организации и управления.

Проект информационного общества  связан с процессами формирования глобальной цивилизации и мировой культурной среды. Основной характеристикой служит возрастающая целостность мирового сообщества, становление единой общепланетарной цивилизации на базе интернационализации всей общественной деятельности. Прямым следствием этого процесса выступает унификация социокультурной жизни, развитие форм межцивилизационного диалога, активная трансформация системы социальных связей. Одной из основных целей и задач научных исследований в этой сфере является разработка проектов и программ, позволяющих осваивать методы управляемых культурных изменений в противовес хаотически развивающимся процессам в современном обществе.

Кардинальное изменение образа жизни под влиянием информационно-коммуникационных технологий связано с формированием нового типа личности. Социокультурная адаптация индивида происходит под влиянием социальных групп, институтов, общества в целом, изменяющихся в ходе трансформации информационно-коммуникационных систем. В ходе этого взаимодействия  личность усваивает культурные нормы, правила, образцы, стереотипы, традиции, обычаи, меняя свой менталитет, приспосабливаясь к ограничениям и преимуществам актуальной культуры. Ментальность фиксирует не только осознаваемые людьми типы мышления и действия, но и процессы, протекающие бессознательно.

Таким образом, в программах социокультурного развития информационного общества намечены две направляющие: формирование глобальной среды межкультурных взаимодействий и творчески ориентированной в своем развитии личности. Мир культуры, таким образом, изменяется под давлением индивидуально-коллективистских программ, разрабатываемых на основе проектов информационного общества.

Человек отдает себе отчет в том, что с развитием сил информационной цивилизации он становится заложником порождаемых им коммуникационных структур, при этом динамика социальных процессов столь велика и их проявления столь разнообразны, что трудно адекватно описать и глубоко оценить разворачивающиеся события. В концептуальных подходах к осмыслению программ информационного общества  исследуется перспективы формирования  креативной культуры, восстановление принципов, связанных с реализацией культурно-исторического призвания человека и его судьбы в культуре.  Такой подход позволяет актуализовать возрожденческий проект универсального развития человека. Однако за фасадом креативных программ стоит немало реальных проблем, связанных с проблемой ограниченного сознания человека, мыслящего категориями прошлого.

Практический опыт показывает, что человечество всецело поглощено идеей создания социума цивилизации, а не культуры. Оно переживает этап бессознательного погружения в «реальную виртуальность культуры», которая подразумевает формирование особой системы восприятия, допускающей уход в мир виртуальных образов. Личность теряет статус развивающегося субъекта, выпадая из системы общественных связей и лишаясь одновременно индивидуальных ориентиров развития. Она превращается в аморфное, лишенное целей и внутренних установок существо, актуальный опыт которого выстраивается на основе хаотичных сценариев виртуальной культуры.

Большинство исследователей исходят из положения о том, что информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее миру техники и технологий. Глубоко проникнув в жизнь людей, технологии вплелись в ткань повседневности. Как отмечает М. Кастельс, технологии не определяют общество, они воплощают собой его способность трансформировать себя.  Тотальное  переописание и адаптация накопленных информационных ресурсов общества и культурных кодов не является гарантией развития новых форм социокультурной интеграции и глубинных прозрений стремящейся к совершенству личности. Необходим анализ сложившейся кризисной ситуации, который позволит человеку не только технологически адаптироваться к переменам, но и отстаивать ценности поликультурного, взаимозависимого мира, требующего от человека о высокой требовательности к самому себе и программам личностного развития.

С изменением характера культуры, которая предоставляет человеку возможность самоутверждения в мире, открывающем горизонты свободы и требующем одновременно личной ответственности, возникает потребность в новых образовательных практиках, что приводит к изменению внешних форм и сущности образования. Таким образом, возникновение новых форм образовательной деятельности является следствием культурных преобразований, следствием изменений, которые происходят в ключевых отраслях деятельности общества.

Вместе с тем, изменения в обществе оказывают существенное влияние не только на формирование новых стратегий образования, но и на изменение образовательных технологий, образовательных практик, которые в свою очередь, приводят к изменению места и роли субъекта в образовании, развитию коммуникаций, новому пониманию образа человека в современном образовании.

Эти и другие аспекты, связанные с развитием системы образования в условиях современного общества, с анализом философско-антропологических оснований информатизации образования, рассматриваются в учебном пособии «Философско-антропологические аспекты информатизации образования».

Пособие предназначено для программ повышения  квалификации работников системы общего образования в области информационно-коммуникационных технологий и их применения в системе образования «Информационные технологии в образовании» и «Социально-гуманитарные проблемы информатизации», разработанных в Томском государственном университете.

Содержание пособия посвящено изучению философских, антропологических и в целом социально-гуманитарных аспектов информатизации, ее влияния на социум и индивида, на формирование и изменение способов социальных коммуникаций.

Каждый раздел пособия представляет собой завершенный учебный модуль, предусматривающий контроль за его освоением. Модульная структура организации материала позволяет адаптировать ресурс к различным целевым группам обучающихся, желающим расширить свой кругозор или повысить свою квалификацию в рамках данного направления. Форма изложения материала предполагает предоставление возможности обучающимся делать логические выводы, адаптировать содержание к собственной практике и апробировать полученные умения при выполнении практических заданий.

Пособие будет полезно учителям и преподавателям профессиональных учебных заведений всех уровней, желающим повысить свою квалификацию в области социально-гуманитарных проблем информатизации образования, понимания влияния информационных технологий на развитие социально-гуманитарной сферы общества, а также студентам  педагогических и гуманитарных специальностей вузов.

Вместе с материалами для семинарских и практических занятий, а также тестами для самоконтроля учебное пособие составляет учебно-методический комплекс, обеспечивающий возможность обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Автор выражает глубокую признательность коллегам по кафедре гуманитарных проблем информатики философского факультета Томского государственного университета, результаты работы которых нашли отражение в данном учебном пособии.