5.3. Развитие системы образовательных порталов

В последние годы все большую популярность в качестве средства предоставления информационных услуг приобретают портальные системы, имеющие широкий набор сервисов, облегчающих поиск и обработку информации, и позволяющие создавать и «оборудовать» рабочие места в соответствии с пожеланиями пользователя. Развитие порталов, связанное с изменением характера коммуникации в информационном обществе, является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в современном образовании. Портал позволяет сочетать множество функций: информационных, образовательных и т.д. и способствует интеграции образовательных механизмов в социальное пространство.

pПоявление и развитие интернет-порталов свидетельствует о трансформации социальной реальности и механизмов социальной коммуникации. Реальная коммуникация в социальном пространстве имеет множество барьеров (территориальных, институциональных, временных, психологических и т.д.), затрудняющих процесс коммуникации. Развитие электронной коммуникации способствовало изменению способов репрезентативности в современном обществе, когда портал как образ реального субъекта, организации и т.д. выступает в качестве реального субъекта коммуникации, и тем самым формируется новое коммуникативное пространство, взаимодействие в котором происходит через портал.36

закрыть

[Образовательные Интернет-ресурсы/Под.ред. А.Н. Тихонова и др. М.: Просвещение, 2004. 288 с.]

 Портал представляет собой приложение, которое обеспечивает персонифицированный и настраиваемый интерфейс, что делает возможным коммуникацию между людьми и целевое использование необходимой информации. Сегодня понятие портала оказывается неразрывно связанным с понятием образования.

 Образовательные порталы имеют свою специфику, поскольку сущность, структуры и функции порталов определяются, прежде всего, целями образования. Основная цель образовательного портала это организация между различными субъектами образования, что позволяет им осуществлять непосредственный образовательный процесс, предоставлять необходимую информацию, создавать необходимые средства коммуникации в сети Интернет и т.д. Сегодня практически все образовательные, научные учреждения имеют свои порталы. Порталы не только дают представление о деятельности, структуре и характере учреждения, но и организуют пространство научной коммуникации. Информативная функция порталов значительно расширяет возможности научной, образовательной и социальной деятельности образовательных учреждений. Порталы представляют собой, также новый экономический ресурс, так как они предоставляют целый спектр коммерческих услуг, которыми могут воспользоваться все субъекты коммуникации.

Интеграция научно-образовательных ресурсов в портале позволяет упростить администрирование (за счет уже имеющихся сервисов) и сделать ресурсы более доступными (за счет использования поисковых средств). При этом существенно, что портал может иметь географически распределенную инфраструктуру, так что на его основе может быть построена межрегиональная информационно-поисковая научно-образовательная среда. Распределенная инфраструктура позволяет приблизить информацию к пользователю, освобождая центральный портал от избыточной нагрузки.

Целью построения такой среды является обеспечение более широкого доступа к научной и образовательной информации, имеющихся в отдельных вузах и НИИ, по сравнению с тем, который дают традиционные технологии научного и педагогического общения. Это можно сделать, следуя определенным принципам предоставления доступа к информации, которые должны, с одной стороны, расширить возможность для совместной научно-педагогической деятельности географически разобщенных партнеров, а с другой – обеспечить авторский надзор за использованием информационных ресурсов.

Первый принцип – свободный доступ к информации, не содержащей “know how”. Владелец информационного ресурса сам определяет, какая информация может представлять интерес для ее потенциального потребителя. Для того, чтобы расширить круг пользователей научно-образовательного ресурса, необходимо, чтобы информация о нем была широко доступна через Интернет (и, в частности, оформлена так, чтобы облегчить ее обнаружение поисковыми машинами). Это легче всего сделать, сгруппировав информацию о владельцах ресурсов в виде единого портала, снабженного соответствующим инструментарием для облегчения навигации.

Второй принцип – авторский контроль над использованием информационных ресурсов. Научно-образовательные ресурсы рассчитаны на специалистов в соответствующих областях или лиц, желающими ими стать. Поэтому отсутствие анонимности доступа и деловое общение (как с коллегой по научной деятельности или как с научным руководителем) является необходимым элементом эффективного функционирования системы. При этом вопросы, связанные с авторским правом и финансовыми взаимоотношениями решаются непосредственно с владельцем ресурса.

Третий принцип – комплексный подход к организации доступа. Этот подход предусматривает, с одной стороны, создание унифицированных схем удаленного доступа к ресурсам, а с другой стороны – максимальный учет специфики конкретных ресурсов.

Одно из назначений межрегиональной информационно-поисковой научно-образовательной среды — технологическое обеспечение проведения совместных научных исследований географически распределенными группами исследователей, а также подготовка кадров высшей квалификации (через магистратуру, аспирантуру и докторантуру) с использованием дистанционных образовательных технологий. Наличие такой среды позволяет проводить научные исследования на базе уникальных ресурсов, локализованных в крупных научных центрах, без выезда в длительные командировки.

Информация о ресурсах, размещенная на центральном портале, имеет иерархическую структуру. Верхний уровень представляет собой упорядоченный каталог ресурсов. Каталог позволяет получить хранящуюся в базе описаний карточку ресурса, в которой приводится минимальная информация о ресурсе и помещается ссылка на web-страницу ресурса, на которой можно ознакомиться с его детальным описанием, предназначенным для специалистов. Там же размещается и регистрационная форма, заполнение которой открывает доступ к сайту ресурса, который содержит интерфейс, необходимый для работы с ресурсом. Для облегчения поиска, на описание ресурса накладываются определенные стандартные требования, однако содержательная часть описания ресурса полностью определяется его владельцем.

При этом зеркала этой части портала могут быть размещены на Web-серверах всех участников межрегионального консорциума владельцев ресурсов. Часть информации может находиться на страницах, доступ к которым предоставляется только зарегистрировавшимся пользователем по разрешению владельца ресурса (например, архивы протоколов проведенных ранее экспериментов или программному обеспечению вычислительного эксперимента). Таким образом, одновременно обеспечивается целостность и актуальность информации на сайте, а также сбор статистики посещений.

Образовательные порталы позволяют преодолеть ограниченность образовательного и научного пространства и создают виртуальное пространство коммуникации. Сегменты научного знания образуют единый дискурс, увеличивая когнитивный потенциал образования. Порталы предоставляют множество самых разнообразных услуг: информативных, образовательных, организационных. Благодаря порталам формируются социальные сообщества, которые могут работать как в реальном, так и виртуальном пространстве. Таким образом, порталы представляют собой современную форму репрезентативности в информационном пространстве.