3.3. Коммуникативная модель субъекта

В современной философии образования сформировалась новая концепция человека, которая фундирована идеями постмодернистской философии. Человек предстает как реальный человек, наделенный способностью к образованию, как «деятельная сущность», которая еще не определена. Определение происходит в пространстве языка, в социальном окружении, когда человек обретает свою сущность, образовывает себя. Именно поэтому человек и нуждается в образовании. Образование предстает как способ становления человека, как среда, в которой происходит формирование человека. Образование предстает как процесс, экзистенциально причастный человеку, как онтологический процесс, вне которого невозможно существование человека. Вследствие такого подхода возрастает значимость образования не только в социальном, но и прежде всего в экзистенциальном смысле.20

закрыть

[Лоскутникова В.М. Философско-антропологические аспекты использования информационных технологий в образовании // http://humanities.edu.ru/db/sect/48/5?page=11]

В современном образовании происходит отказ от субъектно-объектной модели описания образовательного процесса, от субъектно-объектной парадигмы образования.

Сущность человека может быть реализована только посредством коммуникации. Поскольку человек раскрывается во всем множестве проявлений – посредством игры, процессов жизнедеятельности, через эстетический опыт и т.д, то именно коммуникация делает возможным образовательный процесс.

Сегодня тематизируется субъектно-субъектная модель для понимания сущности образования. Поскольку в современной философии образования субъект тематизируется как субъект коммуникации, трансформируется и среда образования, а образовательный процесс выступает как процесс коммуникативный. Такие авторы, как Ю. Хабермас, К.-О. Апель, Д. Вааке и другие, рассматривают субъекта как субъекта коммуникации, когда взаимодействие с другими субъектами является необходимой предпосылкой для формирования человеческой личности.

Таким образом, современная концепция образования фундирована идеей человека, сформированной в постмодернистской традиции. Человек понимается как реальный субъект коммуникации, наделенный телесностью, мотивацией, собственными интересами и т.д., множество импульсов которого реализуется только посредством образования.