Тема 3. Образ человека в современном образовании

3.1. Концепция субъекта как основополагающий принцип построения модели образования

Образ или концепция человека в образовании, по существу, определяет характер и тип образовательных стратегий. Образование, понимаемое как образование человека, всегда фундировано идеей человека. В этом смысле концепция человека предопределяет смысл и характер образовательной деятельности. Классическое образование определяется концепцией человека, сформированной в классической философии. Классическая концепция человека сформировалась под влиянием идей Р. Декарта, А. Гумбольдта, И. Канта, Г. Гердера.

Сущность данного подхода к человеку выражается в том, что человек понимается не как реальный субъект культуры, а как трансцендентальный субъект познания. При таком рассмотрении субъект понимается в аспекте Разума, сущность человека отождествляется с его разумом. Целью образования является развитие разумных задатков человека, которые отождествляются с духовными характеристиками. Развитие Разума возможно только в процессе научного познания, поэтому образование человека происходит в процессе научного познания. Такое образование можно понимать как «наукоучение», поскольку обучение в рамках образовательных учреждение гарантирует умственное, духовное, моральное совершенствование человека.19

закрыть

[Гершунский Б. Философия образования для XXІ века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.,1998.]

 Кризис классической концепции субъекта образования был инициирован кризисом системы образования в целом. Понимание человека только в аспекте Разума предполагало инструменталистский облик образования: развитие разумных задатков, вопреки природным наклонностям человека. Кризис образования, как следствие социального кризиса в целом, актуализировал множество социальных проблем: экологических, этических, эстетических и т.д. Таким образом, речь идет не о кризисе средств образовательной деятельности, а о кризисе теоретических оснований образования. Как следствие, кризис образования обнаруживает недостаточность классической модели субъекта. Возникает необходимость осмысления человека во всем многообразии его проявлений.

В силу изменения характера общества (от индустриального к информационному) знание превращается в основную ценность информационного общества. Таким образом, сфера образования выполняет сегодня функцию воспроизводства знания, и, соответственно необходимость управления этим знанием. Исходя из этого, формулируются новые требования к качеству образования и к субъекту образования.