Тема 2. Сущность и специфика современного образовательного процесса

2.1. Роль информации и знания в современном обществе

Понятие «информационное общество» связано с изменением статуса информации и знания в период перехода общества от индустриальной к постиндустриальной форме развития. Информация становится ключевой характеристикой информационного общества, одной из основных социальных ценностей, ресурсом развития, объединяющей средой, основой общественной жизни и существования человека. Её производство и эффективное использование определяет перспективы социального развития, уровни и формы существования человека.

Следует отметить содержательный и ценностный аспект понятия «информация», которые позволили объединить дефиниции «знание» и «информация» в новое фундаментальное единое понятие «информационный ресурс», который стал превращаться в фундаментальный стратегический ресурс общества.

Информация как универсальная категория играет очень важную роль в современном знании. Ее универсальность связана с тем, что информация объединяет в себе все явления в материальном и духовном мире. В связи с этим, в последние годы эта категория становится центральным объектом исследования гуманитарных наук.

Особый смысл категория информация приобретает в истории, которая, по существу, представляет собой процесс накопления и развития информации. Исторический опыт показывает, что общественное развитие невозможно вне информации и каналов ее распространения. Наиболее актуальной информация становится в переломные моменты истории, когда происходят качественные преобразования в природе, общественном устройстве, науке и т.п. Все переломные моменты в истории общества связаны с накоплением информации и появлением новых способов и средств информационного обмена. На этих изломах исторического развития особенно ярко проявляется закон перехода количественного накопления информации в информацию нового качества. Таким образом, именно информация – официальная или обыденная, правдивая или намеренно искажающая факты, экономическая, производственная, экологическая и др. – оказывается главным источником движения общества, развития человека.

Исторический опыт показывает, что информация оказывает значительное влияние на общественное развитие. Усложнение общественной жизни сопровождается расширением объемов информации, что, в свою очередь, ведет к увеличению потребности в обмене информацией. Чем шире потребность в информации и информационном обмене, тем больше информации распространяется в обществе. Она оказывает определяющее влияние на сознание, поведение людей, определяет их быт, лежит в основе принятия решений, формирования мировоззрения, коммуникативных отношений в обществе. Информация представляет собой фактор, управляющий общественным развитием.

Чем продиктована столь значительная роль информации в развитии общества? Вероятно, прежде всего, тем, что одной из интегративных потребностей человека выступает потребность в информации, информационная потребность, которая включается во все виды человеческой деятельности. Информационная деятельность составляет основу механизма развития социальной инфраструктуры и потому предваряет, сопровождает и завершает любую деятельность субъекта.10

закрыть

[Уханов В.А. Информационная деятельность человека: Социально-философский анализ. Екатеринбург, 1998. С. 11.]

Информация является объектом исследовательских интересов с конца 1940-х годов, когда об информации как самостоятельной категории заговорили кибернетики. В работах К. Шеннона, посвященных теории связи, была создана основа для разработки теории информации, но при этом исследовались лишь ее технические и количественные параметры. В теории Шеннона основное внимание уделяется физической стороне процесса передачи сигналов и, естественно, отсутствует семантическое рассмотрение информации, закодированной в сигналах.

Исходным пунктом шенноновского подхода является представление об информации как устраняемой неопределенности. Шеннон показал, что информация – это измеряемая величина: количество информации, содержащейся в данном сообщении, есть функция вероятности, что из всех возможных сообщений будет выбрано данное. Он математически обосновал и определил количество информации как меры уменьшения неопределенности.

Дальнейшее научное осмысление понятия «информация» связано с работами Н. Винера, в которых информация рассматривается уже не как частное, а как общенаучное понятие. Значительный вклад в развитие теории информации внесли и советские ученые – В.А Котельников, А.Я. Хинчин, А.Н. Колмогоров, А.А. Харкевич и др.

Теория информации, разработанная в 1940-х – 1950-х годах исключительно для технических наук, уже в конце 1960-х – начале 1970-х годов стала объектом пристального внимания обществоведов, которые попытались обосновать информацию как философскую категорию, найти ей место в ряду фундаментальных категорий – таких как материя, сознание и т.д. Это связано, прежде всего, с увеличением объемов информации, усложнением ее структуры и роли в развитии общества. В результате уже в 1970-е годы оформилась теория информации как общенаучная методология, которая, тем не менее, спустя три десятка лет так и не нашла практического применения.

Вместе с тем, логика развития гуманитарных наук сегодня движется в направлении междисциплинарности, интеграции, а, следовательно, и поиска общенаучной методологии, которая позволила бы не просто объединить инструментарий отдельных наук, но и выработать некие общие основания для гуманитарных и естественнонаучных исследований.

В качестве такой общенаучной методологии может выступить теория информации, в свете которой развитие социума и индивида рассматривается как результат информационных взаимодействий.

В основе теории информации лежит представление об информации как основе развития Вселенной. Именно такое понимание информации все чаще звучит сегодня.

Понятие информации – многослойное и полисемантическое. Становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них оно конкретизируется и обогащается. Отсюда – множество определений информации, толкований ее сути: от полного отрицания ее реального существования до крайней апологетики; от философского понимания («отражение реального мира») до практического, обыденного («все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и обработки»).

В философии сложилось два основных определения информации как философской категории в рамках атрибутивного и функционального подходов. Сторонники атрибутивной концепции квалифицируют информацию как свойство, присущее всем материальным объектам, как атрибут материи. Сторонники функциональной концепции, напротив, связывают информацию с функционированием самоорганизующихся систем, считая, что информация появилась лишь с возникновением жизни.11

закрыть

[См, напр.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994; Столяров Ю.Н. Сущность информации. М., 2000.]

Однако кибернетикам и философам, многое сделавшим для понимания роли информации в общественном развитии, так и не удалось найти общего языка, не удалось определить общенаучные основания, которые позволили бы не только соединить гуманитарные и естественнонаучные исследования, но и обозначить информацию как базисную категорию, являющуюся объектом междисциплинарного взаимодействия.

Попытки синтеза представлений об информации, способах анализа ее жизнедеятельности, роли в системе коммуникаций предприняла информациология – наука, оформившаяся уже на рубеже XX-XXI веков как наука об информации, о способах и каналах ее передачи, влияния на развитие человека и общества.12 Предметом информациологии является исследование информации как полифункционального объекта познания, представляющего собой фундаментальную категорию. Информациология определяет информацию как новое универсальное средство для объяснения мироздания, всех процессов и явлений природы. Информация рассматривается как первооснова существования Вселенной.

закрыть

[Юзвишин И.И. Основы информациологии. М., 2001. С. 585; Энциклопедия информациологии / Под ред. А.М. Прохорова. М., 2000. С. 197.]

Данное понимание сути информации – максимально расширительное. На первый взгляд, информациологи провозгласили совершенно оправданный тезис о первичности информации, тем самым, по существу, разрушив и атрибутивное, и функциональное понимание информации. Однако информациология не предложила собственных методов изучения информации как самостоятельного объекта междисциплинарных исследований.

Итак, информация действительно играет значительную роль в развитии общества, что убедительно подтверждается историческим опытом. От глубокой древности до современности «восприятие человеком пространства и времени, осознание себя в пространственно-временной метрике бытия было и остается до сих пор по своим механизмам и средствам сугубо информационным процессом».13

закрыть

[Зубов Ю.С., Сляднева Н.А. Человек в пространстве и времени: информационный аспект проблемы // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996. С. 13.]

В современных науках созданы методы, позволяющие исследовать информацию с самых различных позиций. Вместе с тем, до сих пор в изучении информации преобладает технократический подход, сужающий понимание сущности информации, ее роли в развитии общества. Попытки синтеза представлений об информации, способах анализа ее жизнедеятельности, роли в системе коммуникаций требуют усиления междисциплинарности и поиска общенаучного метода. Подобный синтез подходов к изучению информации возможен лишь в гуманитарной сфере.