1.3. Современная концепция образования

C изменением характера современного общества происходит также изменение требований к системе образования в целом. Образование (помимо собственно образовательных целей) выполняет важнейшие социальные функции в современном информационном обществе (непрерывное образование субъекта в области телекоммуникационных технологий, коммуникация между субъектами и социальными институтами,  технологическое развитие информационного общества и т.д.) и в этом смысле выступает как функциональный механизм, который делает возможным дальнейшее развитие информационного общества.

Современная эпоха диктует необходимость глубинных изменений системы образования. Переход от техногенной к антропогенной цивилизации сопровождается пересмотром привычных представлений о человеке, о мире, сменой ценностных ориентаций.

В процессе становления информационного общества происходят изменения, которые существенно преображают характер, цели и место образования в обществе. Имеются ввиду следующие изменения.

Таким образом, переход к информационному обществу требует глубоких изменений в деятельности по производству знаний и по их передачи и усвоению, и, как следствие, принципиально изменяет роль и место образования. Последнее становится основополагающим в общественном развитии.

С процессом развития информационного общества связаны интенсивные процессы становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе новой парадигмы лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование, переход от дисциплинарной к системной модели содержания образования, главным в которой является научить понимать мир, общество, себя, своё дело.7

закрыть

[Аналитический обзор по проблеме “Образование и информатика” (понятия, состояние, перспективы) // Образование и информатика. Материалы II Международного конгресса ЮНЕСКО. М., 1996. С. XV-5.]

Необходимость в новой образовательной модели (парадигме) вызвана реализацией экогуманистического способа конструирования информационного общества, который основывается на устойчивом и безопасном развитии и приходит на смену технократическому (кризисному, затратному, с неустойчивым развитием).

Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Это утверждение базируется на изменении отношения к человеку как сложной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое. Критерием реализации новой образовательной модели становится опережающее отражение или степень «познания будущего». В новой образовательной парадигме обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Диалогические отношения преподавателя и обучающегося определяют основные формы организации учебного процесса. Результатом становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.

Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.

Подтверждением этому могут стать слова известного экономиста Лестера Туроу: «Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов».8 Современному обществу нужны люди, умеющие учиться, самостоятельно работать с информацией – только они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе.

закрыть

[Лестер Туроу. Будущее капитализма. Новосибирск, 1999. С. 92.]

Переориентация целей образовательного процесса сопровождается сменой его модели. На смену предметно-онтологической модели обучения повсеместно приходит гносеологическая модель, при которой основу предмета учебной дисциплины составляет методология и история изучаемой науки, ее познавательные средства и технологии. Она формирует у обучающихся «способность самостоятельной выработки целостной системы решения профессиональных проблем, стимулирует потребности продуктивного творческого характера».9

закрыть

[Антонова С.Г., Тюрина Л.Г. Современная учебная книга. М., 2001. С. 31-32.]

В современном обществе на смену обучающим практикам приходят образовательные технологии. Образование тематизируется как процесс формирования субъекта культуры, а не как обучение определенным знаниям и навыкам. Формируется современная концепция образования, когда образовательный процесс рассматривается как культурный процесс. В качестве авторов современной концепции можно назвать Б. Гершунского, В. Громыко, О. Долженко, Г. Петрову, Г. Щедровицкого и других исследователей.

Современная концепция образования предполагает формирование новых ценностей образования, которые определяются потребностями субъекта образования, а не внешними целями. Образовательный процесс разворачивается в культурном пространстве, не замыкается рамками образовательных институтов. Он сопровождает субъекта на всем протяжении процесса социализации, образовательные институты выступают лишь как трансляторы культурных ценностей и норм.

Рассматривая современную концепцию образования, определим некоторые тенденции развития современного образования:

Принципы построения и адекватной реализации модели современного образования могут быть представлены следующими:

В современных условиях образование должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к нему со стороны общества. Образование выступает как социально-адаптивный механизм, способный реагировать на социальные преобразования и в этом смысле необходимо таким образом разработать модель образования, чтобы оно (образование) функционировало как динамичная и гибкая система, способная реагировать на социальные изменения. Как показывает опыт многих стран, только опережающее развитие  сферы образования формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв.