Тема 1. Образование в системе современной культуры  

1.1. Современное общество в период модернизации

Философская традиция выработала подходы и представления, позволяющие определить тип современного общества как общество информационное. Наряду с понятием «информационное общество» существует множество различных определений современного состояния общества: постиндустриальное, постбуржуазное, посткапиталистическое, постцивилизационное, постэкономическое, постнефтяное и др. Эти названия отталкиваются от уже достигнутого человеком, несут в себе переходный оттенок. С другой стороны, в данном калейдоскопе определений мы имеем дело с плюралистической широтой представлений о будущем обществе, а также с неопределенностью и обилием проектов его возможного развития.

Формирование информационного общества, приходящего на смену индустриальному, началось в последней трети XX в. в результате накопления знаний, разработки новых технологий и их широкого распространения. Оно основывается на развитии науки, эффективных технологий, новом качестве человеческого капитала, изменении социальной структуры общества, более высоком уровне управления, более рациональном использовании ресурсов, связанных с этими факторами новыми возможностями в производстве, потреблении и снижении удельных затрат ресурсов на выпуск продукции и услуг. В совокупности эти обстоятельства образуют новый синергетический эффект, обуславливающий формирование нового общества.

Основными характеристиками информационного общества являются следующие:

Основными тенденциями в развитии общества сегодня являются:

Эти перемены характерны в первую очередь для высокоразвитых стран, за которыми движутся другие страны с той или иной степенью отставания.

Движение к информационному обществу можно проследить по следующим индикаторам:

Ориентирами для России на пути к информационному обществу становятся:

Проблема становления информационного общества и оценка различных его компонент является одной из наиболее дискутируемых тем в современной гуманитарной науке. Сложность и неоднозначность проблематики делает возможным обращение к этой теме самого широкого круга исследователей: историков, философов, социологов, экономистов, психологов. Интерес к постиндустриальной теории неслучаен, учитывая, что на рубеже веков естественно возрастает интерес к тем тенденциям и закономерностям, которые предопределяют перспективы развития любой сферы человеческой деятельности.

Исследования в области теории постиндустриального общества так или иначе связаны с прогнозированием. Прогнозирование будущего – одна из важнейших проблем современности. Прогнозирование имеет не только научное, но и практическое значение. Прежде всего, оно позволяет более отчетливо представить себе возможные сценарии будущего, наиболее вероятные пути его реализации.

Уже с середины XX в., когда стало очевидным, что общество в странах Запада по многим параметрам изменилось в сравнении с традиционным «классическим» капитализмом, стали выдвигаться такие концепции, которые пересматривали марксистскую идею общественно-экономических формаций и предлагали в качестве ключевых иные категории.

В основе многих выдвинутых ныне теорий и концепций, объясняющих  глубинные изменения в экономической и социальной структурах передовых стран мира, лежит общепризнанный феномен нарастания значения информации в жизни современного общества, обозначаемый как процесс информатизации.

Информационные и телекоммуникационные технологии породили не только разнообразные социальные эффекты, но и привели к возникновению нового течения общественной мысли, известного под названием теории информационного общества. Эта теория имеет свою историю развития. К настоящему времени уже достигнуты определенные результаты, сформулированы основные термины информационного общества, основные его характеристики. Примечательно, что первые работы, связанные с этой тематикой, появились еще в 60-х-70-х  гг. XX в. и носили не столько научный, сколько футуристический характер, иногда смыкаясь с научно-фантастической литературой.

Идея информационного общества сформировалась в рамках концепции постиндустриализма. Ее основатель Д. Белл выделил основные тенденции, образующие постиндустриальную структуру.1 Основной смысл его теории – переход от общества, производящего товары, к обществу, производящему услуги. В обществе постиндустриального типа доминирующая роль принадлежит профессионалам, специальные теоретические знания приобретают принципиально новое значение. Доминантами общественного развития становятся знания и технологии, определяющие основу социально-экономической жизни. В постиндустриальном обществе преобладает информационный сектор экономики, к которому отнесены все занятые в производстве, обработке и распространению информации, а также те, кто создает и поддерживает функционирование информационной инфраструктуры. Информация и знания, а не капитал и труд становятся основными переменными, формирующими постиндустриальное общество. Информация управляет поведением производителей и потребителей.

закрыть

[Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на западе. М., 1986. С. 330-342. с. 335].

Обосновав идею неизбежного перехода промышленно развитых обществ от «индустриальной» к «постиндустриальной» структуре, Д. Белл выделяет пять главных факторов, предопределяющих данный переход:

Методологически Д.Белл рассматривает общество как систему взаимодействующих факторов – технологии, социальной структуры, политики, ценностей, динамики потребностей.

Японский вариант понятия информационного общества представляет собой конвергенцию двух идеологий: информационной и постиндустриальной (Й. Масуда). Здесь информационное общество определяется как постиндустриальное, в котором главная роль отводится телекоммуникациям, кабельным сетям, обеспечивающим всеобщую двустороннюю связь. Информация представлена основой преобразований социальной структуры и общественных отношений. Производство и использование информации провозглашается сердцевиной экономики. Значение информации как экономического продукта оценивается намного выше, чем продукция материального производства, энергии, услуг. Информационный сектор экономики представлен четырьмя отраслевыми группами: информацией, отраслями знаний, искусством, этикой. На смену самовозрастания капитала приходит самовозрастание информации, совместное пользование которой приведет к развитию новых отношений, в которых главное – не право собственности, а право пользования. Производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития этого типа общества.    

Многообразные варианты постиндустриализма отмечены присутствием в терминологии ключевого слова «большой». У Д. Белла – «Большая наука», у Г. Кана – «Большой бизнес», у З. Бжезинского – «Большое государство».

Технократическим интенциям постиндустриализма противопоставлены представления об информационном обществе в рамках французской социологической школы (Дж. Андерла, Ж. Фурастье, А. Норманн и др.). С их точки зрения, изменения, произошедшие в результате глобальной информатизации, затронули социально-психологические и политические стороны жизни общества. Они предложили рассматривать информационное общество более широко, утверждая, что его базовая концепция должна быть не рыночно-технологической, а социально-культурной. Ценность информации здесь заключается не только в том, что она управляет поведением производителей и потребителей, но и удовлетворяет их социальные и культурные потребности. Сущность информации – культурно-коммуникационная, тогда как у Д.Белла – экономическая. Превалирующими становятся гуманистические принципы управления обществом, основанные на прозрачности власти, всеобщем доступе к информации, демократическом принятии политических решений.

Примыкающим к концепции информационного общества французской социологической школы является понятие информационализма М. Кастельса. Он исследует возникновение новой социальной структуры, представленной на планете в различных формах, в зависимости от разнообразия культур и институтов. Эта социальная структура ассоциируется с возникновением нового способа развития – информационализма. Современному обществу он дает название «информациональное» (informational society), дифференцируя его с «информационным» (information society). Термин «информациональное» указывает на атрибут специфической формы социальной организации, в которой благодаря новым технологическим условиям, генерирования, обработкой и передачей информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. В информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработке информации и символической коммуникации. 2

закрыть

[Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.]

Таким образом, основной смысл концепции информационного общества наиболее отчетливо можно выразить в следующих постулатах:

Информационное общество определяется как цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая информацией, обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека.

Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов, а с другой – служит основным средством межличностных отношений. В этом состоит принципиальная новизна грядущего общества.

Переход к информационному обществу затрагивает все сферы от экономики и до культуры, повышая роль информации в качестве стратегического ресурса общества и фактора его развития. Однако труд в той или иной форме, равно как и энергия и собственность на средства производства, остается в информационном обществе, происходит лишь смещение фокуса экономической активности с производства материальных товаров к производству знаний в товарной форме.

В литературе отмечается утопичность проектов информационного общества (Ю. Голд, М. Яновиц, М. Олсен), указывается на искусственность противопоставления индустриального и постиндустриального общества, утверждается, что термин «постиндустриальное» подчеркивает преждевременный разрыв, поскольку прежние индустриальные силы (корпоративный бизнес, рабочий класс, высокоавтоматизированное индустриальное производство и т.д.) по-прежнему сильны и активны. Тем не менее, необходимо отметить, что доктрина постиндустриализма идеологически направлена на проблемы изживающего себя индустриального порядка. Ценности и структуры новой цивилизации постепенно вытесняют из жизни главные признаки и приметы индустриальной эпохи: стандартизацию, специализацию, концентрацию, централизацию, максимизацию, представлявшие систему кодов прежней промышленной эры.

В качестве актуальной перспективы, которая открывается человечеству в новом тысячелетии, формулируется концепция перехода (Дж. Нэсбит, П. Эбурдин):

Итак, ключевые направления современной научно-технической революции – информатика и электроника, новые материалы и биотехнологии, машинный интеллект и робототехника, генная инженерия и сверхпроводимость – сформировали новый технологический способ производства, пришедший на смену индустриальному – постиндустриальный или информационный способ производства, который по существу является переходным.  

Становление общества на основе информационно-коммуникационных технологий ознаменовало появление новых социальных идей, связанных с понятием информационного общества. Само понятие информационного общества стало работающим и формирующим социальные идеалы и ценности, широко обсуждаемые рядом социально-гуманитарных наук.

Выделение информационного общества как особого этапа в развитии человечества неявно исходит из предположения, что существуют и другие типы обществ – «неинформационные». Это предположение было бы справедливым, если бы можно было представить общество как совокупность изолированных друг от друга индивидов. Общество возникает в результате завязывания между его членами разного рода социальных отношений: экономических, духовных, семейных, политических, гендерных и т.п. Возникновение подобных взаимосвязей и отношений возможно лишь как процесс реализации коммуникативной функции общества и регулярной организации системных потоков информации. 3

закрыть

[Лукина Н.П. Информационное общество: теория и практика. Томск, 2006.]

Из этого следует вывод: «неинформационных» обществ не существует, общества скорее различаются по качеству информационных потоков и технологической основе их организации.

Основой современных информационных технологий служит расширяющаяся компьютеризация общества, а процесс организации информационных потоков на этой основе получил название информатизации. Поэтому не информация как таковая, а информатизация и является характеристикой, специфицирующей информационное общество.

 В литературе обсуждается предложение называть современное общество не информационным, а «информатизационным» и сделать его предметом исследования процессов информатизации, которая, в свою очередь, будет специфической чертой, отличающей современное общество от предыдущих этапов. В таком случае сама философия информатизации становится философией анализа такого общества.

В качестве другого не менее важного аспекта информационного общества, требующего философской рефлексии, является анализ принципиальных изменений коммуникативного опыта человека, становления новых форм коммуникации. Ведущие современные философы, занятые этой проблематикой (М. Кастельс, Н. Луман, Ю.Хабермас), склонны сделать следующий вывод: не информация, а коммуникация оказывается «смыслообразующим стержнем» информационного общества. Наиболее показательным объектом для теоретического и прикладного анализа представляется Интернет-коммуникация, прежде всего, в силу темпов своего развития и глобального характера.

Философия вырабатывает собственное отношение к коммуникативной деятельности. Социальная коммуникация, в том числе межличностное взаимодействие, стали проблемным полем философии в ХХ веке. В более широком философском смысле  коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями, с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Философский аспект общения связан с онтологией коммуникаций, гносеологическими основаниями взаимодействия, аксиологией коммуникативных отношений, социально-философским анализом роли и значения коммуникации в сообществе людей.

Реальный коммуникативный опыт современного общества опирается на возможности глобальных информационных сетей. Рождается принципиально новое социокультурное пространство, в котором человек может иметь доступ ко всем временам и пространствам одновременно. Данный фундаментальный фактор предопределил универсализацию и унификацию коммуникативного пространства, которое заключает общие культурные коды, понятные всем символы и ценности. Вопрос о сущности этих феноменов, о перспективах воздействия на содержание коммуникационного мира человека и его глубинные психологические процессы имеет важное онтологическое, гносеологическое и аксиологическое значение.

Само выделение информационного общества как особого объекта исследования имеет общенаучное звучание и значение. Информационные взаимодействия входят в предметные области самых различных научных дисциплин. Отсюда следует, что изучение информационного общества является принципиально мультидисциплинарной областью науки, а социально-философский анализ призван ответить на вопросы: куда и зачем развивается нынешняя общественная ситуация и какова социально-аксиологическая направленность этого развития. Синтезирующий вектор социально-философского анализа информационного общества направлен на прогнозирование его дальнейшего развития, на поиск стратегических решений и новых нормативных концепций, на возможности локализации этого процесса в социально желательном русле, избегая при этом как чрезмерного оптимизма, так и крайнего пессимизма.

Сегодня одной из наиболее актуальных тенденций развития современного общества является информатизация социальной реальности. Данная тема является настолько востребованной, что практически любое современное исследование, затрагивающее различные экономические, социальные, политические, культурологические, философские проблемы, не обходится без обращения к этой тематике. Актуальность темы информатизации современного общества обусловлена рядом причин. Во-первых, современное общество переживает переходный этап: от индустриального общества к постиндустриальному, или информационному; во-вторых, данный переход вызывает лавинообразные изменения в социальной структуре современного общества; в третьих, данные изменения имеют радикальный характер. Вследствие процесса информатизации в современном обществе теряется ощущение устойчивости, поскольку стремление к инновациям, постоянным изменениям характеризует собой лейтмотив современной эпохи. Причиной данных изменений является процесс информатизации, который задает как характер, так и динамику трансформаций в информационном обществе и задает контекст любых научных исследований. Поэтому анализ проблем, возникающих в современном обществе, невозможен без обращения к данному контексту, который задает горизонт исследования.

Говоря о горизонте исследования, мы предполагаем, что данные изменения в обществе носят не внешний, а сущностный характер для современного общества в целом и различных областей (политики, экономики, образования, науки). Сущностный характер процесса информатизации в современном информационном обществе проявляется в том, что он изменяет как динамику социальных процессов, так и характер социальной реальности. Таким образом, процесс информатизации изменяет не только реалии современного постиндустриального общества, но и способы его понимания, интерпретации. Информатизация современного общества приобретает сегодня глобальный характер, поскольку процессы, лежащие в основе информационного общества, определяют сущность, характер, динамику и перспективы развития социальных процессов в целом. Информационное общество развивается как принципиально новый вид общества, задавая особый характер социальных связей. Характер информационного общества определяется внутренними связями внутри общества, коммуникацией, которая разворачивается посредством телекоммуникационных технологий.