Аудиоконференция в системе дистанционного обучения – одна из информационных технологий, предполагающая речевое взаимодействие удаленных друг от друга студентов и преподавателя (тьютора), осуществляемое в реальном режиме времени с помощью телекоммуникационного оборудования.
Видеоконференция в системе дистанционного обучения – одна из информационных технологий, предполагающая электронное интерактивное взаимодействие удаленных друг от друга студентов и преподавателя (тьютора), осуществляемое в реальном режиме времени с помощью телекоммуникационного оборудования.
Видеолекция – вид учебных материалов, представленных как неинтерактивный видеоряд.
Гипермедиа – вид учебных материалов, представленных в электронной форме как гипертекст с мультимедиа дополнениями.
Гипертекст – способ представления информации с помощью связей между документами (оиперссылок); вид учебных материалов, представленных в электронной форме как интерактивные тексты, связанные гиперссылками.
Глобализация образования – это процесс расширения внешних и внутренних границ образования.
Деловая игра – метод принятия управленческих решений в различных имитируемых производственных ситуациях путем игры группы студентов (или одного студента) с ЭВМ по заданным правилам в диалогом режиме. Это активный метод обучения, направленный на формирование у обучаемых самостоятельного мышления.
Дидактика – отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и непрерывного обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной и высшей школе и других системах обучения.
Дидактическая система – определяется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью.
Дидактические принципы – система наиболее общих требований к процессу обучения, обеспечивающая его результативность.
Дидактические средства дистанционного обучения – материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, учитывающие ограниченность непосредственного общения с преподавателем.
Дистанционное образование – образование, полученное с использованием дистанционных технологий (по дистанционной форме обучения).
Дистанционное обучение – целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени.
Интерактивность – реакция со стороны программы в ответ на какие-либо действия пользователя, обеспечивающая режим диалога с ЭВМ.
Интернет (Internet) – глобальная система компьютерных сетей, использующих для взаимодействия стандартные протоколы TCP/IP.
Интранет (Intranet) – внутрикорпоративная сеть, использующая стандарты, протоколы и технологии Internet.
Информатизация образования – внедрение в образовательный процесс информационных технологий, соответствующих требованиям мирового сообщества, повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования вычислительной и информационной техники.
Информационная среда – это совокупность каналов и потоков информации, среда, в которой живет человек. В качестве информационной среды может выступать страна, эпоха, город и т.д. Информационная среда может быть классифицирована по самым различным критериям, включая пространство и время обитания человека.
Информационная технология (ИТ) – система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации пользователей этой информации. В состав ИТ входят аппаратные, программные и информационные компоненты.
Информационные ресурсы Internet – электронная почта, телеконференции, удаленные открытые читательские каталоги, виртуальные (сетевые электронные) библиотеки, онлайновые журналы, базы и банки данных, базы знаний.
Информационные технологии дистанционного обучения – технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса дистанционного обучения; способы передачи учебной информации студенту и организации общения между преподавателем и студентами.
Информационный ресурс – модуль учебной информации, представляемый автором курса в виде указания на печатное издание (или его фрагмент), аудио или видео кассету (или фрагмент записи), компакт диск (или его фрагмент) или в виде файлов на дискетах.
Кейс (case) – набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы.
Кейс-технология дистанционного обучения – технология организации учебного процесса, при которой учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и передаются (пересылаются) студенту для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов).
Компьютеризация обучения – многоцелевое использование средств электронной вычислительной техники в учебном процессе.
Компьютерная модель – учебное издание, основанное на математических моделях; может быть использована не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления.
Компьютерная тестирующая система – учебное издание, которое обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой – принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля. Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.
Метод «малых групп» – метод, направленный на решение познавательной задачи в рамках локализованной группы, когда учащийся имеет возможность принять участие в постановке проблемы и поиске ее решения. Работа в малых группах позволяет создать особую эмоциональную атмосферу, которая предполагает включенность каждого учащегося в образовательный процесс.
Метод обучения – способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемым материалом.
Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы.
Методология – система принципов, норм и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о путях достижения истинного значения и оптимального практического эффекта.
Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.
Непрерывное образование – единая система, включающая общеобразовательную и профессиональную школу, высшие специальные учебные заведения, курсы повышения квалификации, переподготовки кадров, экономическое образование, самообразование.
Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе организованного обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации.
Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под руководством педагога реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.
Опосредованное педагогическое общение – общение между участниками образовательного процесса с разделенной во времени обратной связью.
Педагогические технологии – технологии организации учебного процесса.
Педагогические технологии дистанционного обучения – это педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.
Портфолио – это индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют индивидуальные образовательные результаты в продуктном виде, с другой стороны, содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности, которыми владеют студенты.
Сетевые учебные материалы – это учебные материалы, которые включают сетевые версии мультимедиа курсов, материалы, имеющиеся в Интернет, эксперименты с удаленным доступом и т.п.
Технологии off-line – коммуникационные технологии, которые обеспечивают обмен информацией в режиме с отложенным ответом.
Технологии on-line – коммуникационные технологии, которые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени.
Технологии дистанционного обучения – это технологии, основанные на широком применении методов развивающего обучения, проблемных и исследовательских методов в сочетании с максимальным использованием достижений в области информационных технологий.
Электронная библиотека – комплекс учебно-методической и дополнительной литературы, представленной в электронном виде и размещенной в сети Интернет.
Электронная почта – одна из информационных технологий, предполагающая индивидуальное сетевое общение в асинхронном режиме.